Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению С.Е.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
С.Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, которое поступило в суд (дата), указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 646,29 кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование: одноэтажные здание склады-ангары из профлиста, местоположение объекта: (адрес), в отношении которого установлена кадастровая стоимость в размере *** рубля 13 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют его рыночной стоимости, которая составляет *** рублей 98 копеек на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
С.Е.Н. полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение её права, поскольку кадастровая стоимость является базовой для расчета земельного налога.
Просила суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка, собственником которого она является, равной рыночной стоимости, указанной в предоставленном суду отчёте об определении рыночной стоимости земельного участка.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации муниципального образования г. Новотроицка Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный истец С.Е.Н. просила суд рассмотреть дело без её участия.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку стороны и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о явке в суд, не явились в судебное заседание, их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная Государственная кадастровая оценка населенных пунктов.
Результаты этой оценки утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п, которое издано в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлением правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1234-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2012 году на территории Оренбургской области".
Как следует из материалов дела и установлено судом, С.Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 646,29 кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование: одноэтажные здание склады-ангары из профлиста, местоположение объекта: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N-АБ 141055 от (дата).
Из кадастровой справки объекта недвижимости следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N утверждена кадастровая стоимость в размере *** рубля 13 копеек по состоянию на (дата).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Федеральный закон от (дата) N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
На основании пунктов 1-3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N от (дата), составленный в ООО "Профиль" оценщиком Л.Е.В., которая является членом Некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов оценщиков "Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков", регистрационный номер в реестре N, с (дата).
Указанным отчётом по состоянию на (дата) определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 3 130 120 рублей 98 копеек.
Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от (дата) определенная кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (дата).
Согласно экспертному заключению NУЭ/77/2 от (дата), подготовленного экспертом М.И.В. являющегося членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков" регистрационный номер в реестре N от (дата) и экспертом Т.Е.Ю., которая также является членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков", регистрационный номер в реестре N от (дата), отчет N от (дата) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов оценки и правилам оценочной деятельности. Определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N является обоснованной.
Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете и экспертном заключении, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) о неправильном определении состава лиц, участвующих в деле, являются ошибочными.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (дата) N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление С.Е.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 646,29 кв.м., категория земель: земли поселений, разрешенное использование: одноэтажные здание склады-ангары из профлиста, местоположение объекта: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на (дата) в размере *** рублей 98 копеек на период с (дата) и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление в суд о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у ФГБУ "ФКП "Росреестра" обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено (дата).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.