Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А..
судей Комаровской Е.И., Макаровой Л.В.,
при секретаре Горбачёвой А.В.,
с участием представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области Гришаевой О.А.,
представителя Григорьевой Т.П. Верещагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2016 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 06 ноября 2015 года, которым административные исковые требования Григорьевой Т.П. удовлетворены и постановлено:
признать незаконным отказ Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области от 18 сентября 2015 года в предоставлении Григорьевой Т.П. единовременной денежной выплаты;
обязать ответчика принять решение о предоставлении Григорьевой Т.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;
обязать ответчика выдать Григорьевой Т.П. свидетельство о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
установила:
Григорьева Т.П. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее Департамент) о признании отказа от 18 сентября 2015 года в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным, обязании принять решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом " ... " группы, в годы Великой Отечественной войны работала на строительстве аэродрома в пределах тыловых границ действующих фронтов в январе 1944 года. Квартира " ... ", собственником которой она является, постановлением Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области N 238 от 14 февраля 2014 года признана непригодной для проживания. С 25 июня 2012 года по настоящее время она проживает в ОБУСО "Окуловский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Постановлением Администрации Окуловского муниципального района N 224 от 13 февраля 2015 года она признана нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июля 2015 года постановление Администрации Окуловского муниципального района N 387 от 07 марта 2014 года об отказе во включении ее в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, было признано незаконным, на Администрацию Окуловского муниципального района возложена обязанность поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включить ее в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, сформировать учетное дело и направить его в Департамент. Вместе с тем, Департаментом в письме от 18 сентября 2015 года N КХ-3182-4 ей было сообщено об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по причине непредоставления ею копии договора найма служебного жилого помещения. Данный отказ является незаконным и нарушающим ее права ветерана Великой Отечественной войны.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении закона и несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы Департамент указал, что, несмотря на то, что Григорьева Т.П. относится к категории граждан, установленных статьей 19 Федерального закона "О ветеранах", она не имеет права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку не установлен факт выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения (не представлены документы, подтверждающие факт выселения), тогда как исходя из требований действующего законодательства юридическим основанием реализации такого права применительно к рассматриваемой категории граждан является наличие инвалидности и факта выселения из занимаемых служебных жилых помещений.
В представленных в суд письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Григорьева Т.П. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Григорьева Т.П., представитель Администрации Окуловского муниципального района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Григорьева Т.П. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель Администрации Окуловского муниципального района о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента Гришаевой О.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Григорьевой Т.П. Верещагиной С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не находит исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Из материалов дела следует, что Григорьева Т.П., " ... " года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные статьей 19 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон N 5-ФЗ).
С 2006 года Григорьевой Т.П. установлена инвалидность " ... " группы.
Решением Окуловского районного суда от 10 декабря 2012 года установлен факт работы Григорьевой Т.П. на строительстве аэродрома в пределах тыловых границ действующих фронтов в январе 1944 года.
Квартира " ... ", собственником которой является Григорьева Т.П., постановлением Администрации Окуловского муниципального района N 238 от 14 февраля 2014 года признана непригодной для проживания.
С 25 июня 2012 года и по настоящее время Григорьева Т.П. проживает в ОБУСО "Окуловский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Постановлением Администрации Окуловского муниципального района N 224 от 13 февраля 2015 года Григорьева Т.П. признана нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона N 5-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714, в редакции от 09 января 2010 года, "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, работавшие, в том числе, на строительстве аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 19 того же Федерального закона лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на строительстве аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, в качестве мер социальной защиты предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В силу пункта 1 статьи 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3.1 той же статьи предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 11 этой же статьи устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года N 78 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан (далее Порядок), в соответствии с которым безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется, в том числе, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на строительстве аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Из материалов дела также следует и установлено судом, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июля 2015 года решение Окуловского районного суда от 23 марта 2015 года, принятое по гражданскому делу N 2-206/15, об отказе в удовлетворении исковых требований Григорьевой Т.П. к Администрации Окуловского муниципального района о признании незаконным постановления об отказе во включении ее в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, формировании учетного дела и направлении его в Департамент было отменено, принято новое решение, которым постановление Администрации Окуловского муниципального района N 387 от 07 марта 2014 года об отказе во включении Григорьевой Т.П. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, было признано незаконным, на Администрацию Окуловского муниципального района возложена обязанность поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включить ее в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, сформировать учетное дело и направить его в Департамент.
Принимая такое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Григорьева Т.П. как ветеран Великой Отечественной войны и как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения, находящимся в ее собственности, отсутствием у нее права пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма или договору найма специализированного (служебного) жилого помещения, имеет право выбора оснований, по которым могут быть реализованы ее жилищные права, в связи с чем она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и право на предоставления ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно учел установленные указанным выше апелляционным определением, имеющим в силу части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициальное значение, в том числе и для Департамента, привлеченного к участию в ранее рассмотренном гражданском деле, обстоятельства.
Согласно пункту 3.8 Постановления Администрации Новгородской области от 23 января 2009 года N 9 "О Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области" исполнение полномочий по организации работы по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории граждан в соответствии с вышеназванным Порядком возложено на Департамент.
Департамент, как это предписано положениями пунктов 2.7, 2.8, 2.10, 2.11 Порядка, после получения из органа местного самоуправления утвержденного списка граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, и учетного дела, содержащего заявление и документы, предусмотренные пунктами 2.1 и 2.1.1 Порядка, решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и (или) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении гражданина в список, рассматривает учетные дела граждан в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня представления учетного дела.
По результатам рассмотрения учетных дел граждан Департамент принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка.
К таким случаям пункт 2.3 Порядка относит следующие: если лицо, подавшее заявление, не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в пункте 1.2 Порядка; гражданин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; документы, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка, представлены не в полном объеме и (или) содержат недостоверную информацию; выявлены факты совершения гражданином намеренных действий с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению его жилищных условий.
В случае принятия решения о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты Департамент ежегодно до 1 марта формирует областной сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 3 к Порядку, который утверждается приказом Департамента.
Оформление и выдача свидетельств осуществляется Департаментом в пределах средств субвенций, предоставленных бюджету области из федерального бюджета на осуществление данных полномочий.
В случае принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты и поступления необходимых средств субвенций из федерального бюджета Департамент оформляет и выдает гражданину свидетельство по форме согласно приложению 4 к Порядку, которым, как это указано в пункте 1.4 Порядка, удостоверяется право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Окуловского муниципального района от 07 сентября 2015 года N 1487 Григорьева Т.П. была включена в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Указанный список и учетное дело Григорьевой Т.П., содержащее все необходимые документы, в том числе копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 июля 2015 года, были направлены Администрацией Окуловского муниципального района в Департамент.
Письмом Департамента от 18 сентября 2015 года N КХ-3182-4 Григорьевой Т.П. было сообщено об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения со ссылкой на статью 19 Федерального закона N 5-Ф по причине непредоставления ею копии договора найма служебного жилого помещения.
Между тем, с учетом изложенного выше, оснований для отказа в предоставлении Григорьевой Т.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по указанным причинам у Департамента не имелось.
При таких данных, отказ Департамента в предоставлении Григорьевой Т.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения обоснованно признан судом первой инстанции незаконным, с возложением на Департамент обязанности принять решение о предоставлении Григорьевой Т.П. такой единовременной денежной выплаты и выдать соответствующее свидетельство.
Доводы апелляционной жалобы Департамента об обратном не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Решение судом первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Жукова
Судьи Е.И.Комаровская
Л.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.