Судья Новгородского областного суда Новгородской области (Великий Новгород, ул. Нехинская, 55 стр.1) Сергейчик И.М., при секретаре Малышевой Е.Н., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу представителя ООО "Строитель-Плюс" Янкиной Н.В. на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года,
установил:
Согласно протокола " ... " об административном правонарушении, составленного 28 августа 2015 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области Т. в отношении ООО "Строитель-Плюс", при обследовании объекта культурного наследия "Культурный слой средневекового Новгорода Х-ХVII вв.", расположенного по адресу: " ... " (акт осмотра технического состояния N 94 от 07 августа 2015 года), установлено, что на вышеуказанном объекте культурного наследия проводятся земляные работы: выкопан котлован 3,5x3,5 м глубиной до 1 м; в отвалах котлована насыпной влажный грунт черного цвета, битый кирпич; производитель работ - ООО "Строитель-Плюс". Объект культурного наследия "Культурный слой средневекового Новгорода, X- XVII вв." принят на государственную охрану Постановлением Совета министров РСФСР от 04 декабря 1974 года N624 (паспорт на памятник археологии, утвержден Минкультуры РФ 24.12.1995 г.). Работы ведутся без разрешения и без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия. Учитывая вышеизложенное, ООО "Строитель-Плюс" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ.
Постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года ООО "Строитель-Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представителем ООО "Строитель-Плюс" Янкиной Н.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления как незаконного, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что земельный участок, в границах которого ООО "Строитель-Плюс" проводились земляные работы, отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под объектами промышленности". Согласно Правилам землепользования и застройки в Великом Новгороде данный участок находится в территориальной зоне СИ.2 - вторая специальная историческая зона. К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне относятся, в том числе, сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры. Полагает, что градостроительный регламент в границах указанной территориальной зоны не содержит ограничений относительно возможности проведения строительных и земляных работ, отсутствует указание на необходимость получения разрешения на проведение указанных работ в государственном органе охраны объектов культурного наследия. При этом, ни протокол, ни постановление судьи не содержат указания на федеральный закон (иной нормативный акт), который бы обязывал ООО "Строитель-Плюс" получить разрешение на проведение земляных работ на территории названного объекта археологического наследия. Обращает внимание, что ООО "Строитель-Плюс" не выполняло работы по сохранению объекта культурного наследия, а осуществляло подготовительные работы в целях возведения объекта инженерной инфраструктуры (фундамента на объекте "Блок-модульная котельная"). Указывает, что санкция за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия предусмотрена ст. 7.13 КоАП РФ, а не ст. 7.14 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Строитель-Плюс" Янкину Н.В., поддержавшую доводы жалобы, а также объяснения представителя Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области Болышевой Н.С., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
Согласно ст. 36 вышеназванного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи, предполагающей недопустимость производства каких-либо работ на объекте культурного наследия без разрешения соответствующего органа в области охраны культурного наследия, выдаваемого в рамках мер по сохранению такого объекта.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Как следует из материалов дела, 07 августа 2015 года на объекте культурного наследия "Культурный слой средневекового Новгорода Х-ХVII вв.", расположенном по адресу: " ... ", без разрешения и согласования с уполномоченным законом госорганом - Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Новгородской области (далее - Комитет), в отсутствие разрешения на строительство, ООО "Строитель-Плюс" проводились земляные работы: выкопан котлован 3,5x3,5 м глубиной до 1 м; в отвалах котлована насыпной влажный грунт черного цвета, битый кирпич.
Материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия "Культурный слой средневекового Новгорода, X-XVII вв." принят на государственную охрану Постановлением Совета министров РСФСР от 04 декабря 1974 года N624 (содержится в перечне памятников культуры содержится - приложении N1 к постановлению), в соответствии с паспортом на памятник археологии, утвержденным Минкультуры РФ 24.12.1995 г., и относится, в силу ч.1 ст. 64 Закона об объектах культурного наследия, к объектам культурного наследия федерального значения.
Заказчиком указанных работ является " ... ". ООО "Строитель-Плюс" является исполнителем работ.
Заявление о получении согласования на выполнение указанных земляных работ на рассмотрение в Комитет не поступало, разрешение в любой форме на проведение данных работ Комитетом не выдавалось.
Учитывая изложенное, исследовав представленные в деле акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия N 94 от 07 августа 2015 года, протокол об административном правонарушении N7 от 28 августа 2015 года, паспорт памятника (1995 год), Постановление Совета Министров от 04 декабря 1974 года, градостроительный план земельного участка по адресу: " ... ", договор строительного подряда " ... " от 31 июля 2015 года, другие материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Строитель-Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, установив вину названного юридического лица и правильно указав, что учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, у ООО "Строитель-Плюс" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства в части проведения строительных и иных работ на объекте культурного наследия с получением разрешения специального госоргана, когда такое разрешение является обязательным.
Таким образом, доводы представителя ООО "Строитель-Плюс" о том, что разрешение на производство земляных работ на охраняемом объекте культурного наследия не является обязательным, являются ошибочными, были известны судье и получили правильную оценку в постановлении.
Также являются ошибочными и ссылки в жалобе на положения Земельного кодекса РФ, поскольку его положения в части необходимости получения специального разрешения на производство работ на объекте культурного наследия федерального значения не противоречат положениям специального закона.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, прихожу к выводу, что существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, основания для отмены постановления судьи отсутствуют.
Доводы жалобы ООО "Строитель-Плюс" не могут быть приняты во внимание и основанием для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу служить не могут.
Сроки и порядок привлечения ООО "Строитель-Плюс" к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ст. 7.14 КоАП РФ (от ста тысяч до одного миллиона рублей) в минимальном размере.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу ООО "Строитель-Плюс" - без удовлетворения.
Судья Новгородского
областного суда И.М. Сергейчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.