Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., рассмотрев жалобу Байкара А.К. на постановление судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении председателя администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский Овюрского кожууна Республики Тыва Байкара А.К.,
УСТАНОВИЛ:
19 августа 2015 года инспектором отделения надзорной деятельности Овюрского управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Тыва Оюном О.О. в отношении председателя администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский Овюрского кожууна Республики Тыва Байкара А.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 сентября 2015 года Байкара А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Байкара А.К. с постановлением судьи не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, указав, что им при проверке был представлен утвержденный постановлением от 10 ноября 2014 года N 29 План основных мероприятий администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский в области гражданской обороны, также разработаны учебное пособие и пакет нормативно-правовых актов по вопросам гражданской обороны, которые утверждены начальником ПСЧ-10 МЧС по Овюрскому району. Пятилетний срок для прохождения курсов повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также трехлетний срок проведения командно-штабных учений не истекли, так как он в должности председателя администрации работает 2 года. 14 апреля 2015 года было организовано и проведено обучение населения сельского поселения по гражданской обороне, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Навыки населения были применены при тушении лесного пожара с 14 апреля по 23 мая 2015 года. Просит постановление судьи отменить.
В судебное заседание Байкара А.К. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, телефонограммой от 20 ноября 2015 года просил рассмотреть жалобу без его участия.
Инспектор отделения надзорной деятельности Овюрского управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Тыва Оюн О.О. в судебное заседание также не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2015 года по результатам плановой выездной проверки инспектором отделения надзорной деятельности Овюрского управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Тыва Оюном О.О. администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский Овюрского кожууна Республики Тыва выдано предписание **, которым в срок до 03 августа 2015 года предписано устранить следующие нарушения:
1) председатель администрации сельского поселения сумона Дус-Дагский Овюрского кожууна не прошел курсы повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже 1 раза в 5 лет;
2) в администрации сельского поселения сумона Дус-Дагский Овюрского кожууна не проводятся командно-штабные учения 1 раз в 3 года;
3) не организовано и не проводится обучение населения с. Дус-Даг способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
4) не организовано и не проводится обучение работников администрации сельского поселения сумона Дус-Дагский Овюрского кожууна способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Предписание было направлено для исполнения в администрацию сельского поселения сумон Дус-Дагский по почте.
В ходе проверки исполнения указанного предписания инспектором отделения надзорной деятельности Овюрского управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Тыва Оюном О.О. выявлено, что указанное предписание не выполнено, о чем составлен акт ** от 19 августа 2015 года.
По данному факту в отношении председателя администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский Байкара А.К. составлен протокол об административном правонарушении N 3 от 19 августа 2015 года.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о наличии вины председателя администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский Байкара А.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, указав на то, что факт совершения им административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами; суду не представлены сведения о том, что Байкара А.К. были приняты все зависящие от него меры по исполнению вынесенного предписания.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Поскольку ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), то судье районного суда следовало проверить законность выданного предписания.
Указывая в предписании на нарушение, допущенное администрацией сельского поселения сумон Дус-Дагский, в виде непрохождения председателем администрации сельского поселения курсов повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже 1 раза в 5 лет, инспектор Оюн О.О. сослался на п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и подп. "д" п. 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года N 547.
Согласно подп. "а" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В соответствии с подп. "д" п. 4 вышеуказанного Положения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Как указано в жалобе Байкара А.К., он работает в должности председателя администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский 2 года.
Следовательно, Байкара А.К. нарушение указанного пункта Положения вменено необоснованно, т.к. оно предусматривает получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом п. 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Однако в предписании инспектора органа государственного надзора от 20 мая 2015 года ** указано на нарушение именно подп. "д" п. 4 вышеуказанного Положения и непрохождение председателем администрации сельского поселения курсов повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже 1 раза в 5 лет.
Изложенное в п. 2 предписания требование основано на п. 8 вышеуказанного Положения, согласно которому командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года.
Между тем из содержания указанного пункта Положения следует, что командно-штабные учения в органах местного самоуправления должны проводиться 1 раз в 3 года.
Ни в предписании, ни в протоколе об административном правонарушении инспектором органа государственного надзора не сказано, в течение какого времени не проводятся командно-штабные учения в администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский.
Следовательно, указанное нарушение вменено администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский также необоснованно.
Указывая в предписании на то, что администрацией сельского поселения сумон Дус-Дагский не организовано и не проводится обучение населения с. Дус-Даг, а также работников администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, инспектор органа государственного надзора сослался на п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и пункты 2,3,4 вышеуказанного Положения.
В пунктах 2,3,4 вышеуказанного Положения сказано, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Байкара А.К. суду представлен План основных мероприятий администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2015 год, утвержденный постановлением администрации сельского поселения сумон Дус-Дагский от 10 ноября 2014 года **.
Указанным Планом основных мероприятий, в частности, предусмотрены: разработка и утверждение плана проведения обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайной ситуации, срок исполнения - декабрь (п. 5 раздела 1); проведение обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайной ситуации, срок исполнения - в течение года (п. 5 раздела 3); тренировки по организации эвакуации преподавательского состава и учащихся, медицинского персонала при возникновении пожара и при угрозе террористического акта, срок исполнения - соответственно в течение года и октябрь, ноябрь (п.п. 4,5,7,8 подраздела "а" раздела 3), комплексные учения по организации управления силами сумонного звена КЧС по ликвидации последствий при аварии на потенциально опасном объекте, срок исполнения - в течение года (п. 6 подраздела "а" раздела 3); пропаганда знаний ГО, ЧС И ПБ через средства массовой информации (официальный сайт администрации), срок исполнения - 1 раз в квартал (п. 2 подраздела "б" раздела 3).
Сведений о том, что предусмотренные указанным Планом мероприятия администрацией сельского поселения сумона Дус-Дагский фактически не проводились, инспектором органа государственного надзора суду не представлено.
Таким образом, факт неисполнения Байкара А.К. пунктов 3, 4 предписания материалами дела не доказан.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы Байкара А.К. на постановление по делу об административном правонарушении срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении председателя администрации сельского поселения сумон "Дус-Дагский" Овюрского кожууна Республики Тыва Байкара А.К., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Болат-оол А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.