Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 03 декабря 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - УФАС по РТ) ФИО3 от 14 сентября 2015 года N А17-7.29/15 председатель администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** руб.
Решением судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва 03 декабря 2015 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 сентября 2015 года N А17-7.29/15 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, указывая на то, что при рассмотрении дела не дана правовая оценка причинно-следственной связи между постановлением Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2014 года N 615 и заключением муниципального контракта тем же число а степень вины должностного лица не определена. Просил постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
Исполняющим обязанности прокурора Бай-Тайгинского района ФИО4 подано возражение, в котором он просит решение судьи Бай-Тайгинского районного суда от 03 декабря 2015 года и постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО3 от 14 сентября 2015 года оставить без изменения.
В судебное заседание ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.
Дело рассматривается в его отсутствие в порядке ст. 25. 1 КоАП РФ.
Представитель ФИО1 по доверенности Биче-оол А.Д. жалобу по изложенным в ней доводам поддержал, просил прекратить производство по делу за истечением сроков давности привлечения ФИО1 к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ.
Представитель УФАС по РТ по доверенности ФИО5 с жалобой не согласился, пояснив, что ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по факту заключения без проведения торгов муниципального контракта от 26 декабря 2014 года N 17/14 установленного во время проверки прокуратурой района.
Прокурор ФИО6 также с доводами жалобы не согласилась, просила решение судьи оставить без изменения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 59 названного Закона предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Закона.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 93 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. Таким образом, для размещения закупки по данному основанию необходимо одновременное наличие следующих условий: а) наличия факта аварии, б) товары, работы, услуги не должны быть включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в) отсутствие возможности или целесообразности определения поставщика (исполнителя, подрядчика) способами, требующими затрат времени.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального района "Бай-Тайгинский Республики Тыва" в лице председателя ФИО1 26 декабря 2014 года заключила с ** муниципальный контракт на сумму ** рублей на выполнение аварийно-восстановительных работ моста через реку Алаш на автомобильной дороге **.
Прокуратурой Бай-Тайгинского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Результаты проверки отражены в справке от 10 марта 2015 года, из которой следует, что 26 декабря 2014 года администрацией Бай-Тайгинского района заключены 2 муниципальных контракта N17/14 и 18/14 на выполнение аварийно-восстановительных работ моста через реку Алаш на автомобильной дороге ** участок км. 67+000 **, и через реку Хемчик на автомобильной дороге **.
Изучение официального сайта единых информационных систем выявило отсутствие какой-либо информации об осуществлении заказа по аварийно-восстановительным работам мостов через реки Алаш и Хемчик. Обстоятельства правонарушения отражены в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 марта 2014 года. В тот же день прокуратурой Бай-Тайгинского района Республики Тыва информация в отношении ФИО1 направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва для рассмотрения.
14 сентября 2015 года по результатам рассмотрения предоставленной информации прокурора Бай-Тайгинского района руководителем УФАС по РТ ФИО3 в отношении ФИО1 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме ** рублей.
В материалы дела представлено постановление Правительства Республики Тыва от 31 мая 2014 года N 233 о введении на территории Республики Тыва режима чрезвычайной ситуации регионального характера в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Республики Тыва и повышением уровня воды в реках, повлекших за собой подтопление жилых домов на территории населенных пунктов Бай-Тайгинского и Сут-Хольского кожуунов Республики Тыва и размыв проезжей части участков автомобильных дорог муниципального значения, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (л.д.226).
Из муниципальных контрактов от 08 и 26 декабря 2014 года N32/14, 17/14 на выполнение аварийно-восстановительных работ, заключенных между администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и подрядчиком ООО "Строитель" следует, что подрядчик обязуется выполнить аварийно-восстановительные работы моста через реку Алаш на автомобильной дороге **, предусмотренные контрактом, приложением к нему (ведомостью объемов работ). Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их. Сроки выполнения работ по контрактам определены следующие: по контракту от 08 декабря 2014 года N32/14 - с даты подписания контракта и до 31 декабря 2014 года, по контракту от 26 декабря 2014 года N17/14 - со дня подписания контракта и до 01 марта 2015 года после произошедшего чрезвычайного обстоятельства как размыв проезжей части участков автомобильных дорог муниципального значения на территории Бай-Тайгинского района.
Согласно постановлению председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 от 31 мая 2014 года N328 на территории Бай-Тайгинского кожууна введен режим чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями и размывом проезжей части участков автомобильных дорог республиканского и муниципального значения, который отменен 04 июля 2014 года, что подтверждается постановлением председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" от 04 июля 2014 года N413 (л.д., л.д.153,155).
Из актов о приемке выполненных работ по содержанию автодорог от 19 и 25 декабря 2014 года следует, что ** выполнены аварийно-восстановительные работы мостового перехода через реку Алаш автомобильной дороги ** по устройству береговых и русловых ряжевых опор, деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из бревен (л.д.52-55).
Факт совершения председателем администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены имеющимися в деле доказательствами: постановлением об административном правонарушении от 14 сентября 2015 года; извещением о проведении электронного аукциона.
Достоверность и допустимость вышеприведенных доказательств сомнений не вызывает.
Между тем, устранение последствий возникшей чрезвычайной ситуации было возможно лишь путем выполнения работ по аварийно-восстановительным работам моста через реку Алаш на автомобильной дороге ** в кратчайшие сроки, что подтверждается вышеуказанными актами и представленными письменными доказательствами. Размыв проезжей части участка автомобильной дороги муниципального значения в результате повышения уровня воды после ливневых дождей привел к обрушению моста через реку Алаш. Указанное техническое состояние моста является критическим, при изложенных обстоятельствах затягивание процедуры проведения специальных конкурсов, с учетом предстоящего сезонного отопительного периода, затруднением доставки продуктов питания для населения могли бы привести к возникновению угрозы жизни и здоровья граждан. Доказательства, подтверждающие факт наличия чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в материалы дела представлены.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является необоснованным.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела не установлена причинно-следственная связь между постановлением Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2014 года N615 и наступившими последствиями, приведшими к заключению муниципального контракта от 26 декабря 2014 года N18/14 нахожу обоснованным, поскольку факт разрушения моста в результате чрезвычайной ситуации установлен, и заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком является мерой реагирования для ликвидации последствий в кратчайшие сроки. Заключение муниципальных контрактов от 03 и 26 декабря 2014 года на выполнение аварийно-восстановительных работ моста через реку Хемчик обусловлено сложившейся чрезвычайной ситуацией природного характера, что свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств и выбор иных способов определения подрядчика требовал временных затрат.
Распоряжением заместителя Главы кожууна - председателя Хурала представителей муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО7 от 18 апреля 2015 года N110 досрочно прекращены полномочия председателя администрации ФИО1 (л.д.177) и в настоящее время он не является должностным лицом.
На момент вынесения решения судом первой инстанции постановление Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2014 года N 615 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Тыва от 16 марта 2015 года N 105.
Учитывая изложенное, необходимость немедленной ликвидации чрезвычайной ситуации, приведшей к разрушению моста, устранения последствий аварии, обеспечения безопасного и беспрепятственного движения транспорта в период деятельности ФИО1 в должности председателя администрации, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 сентября 2015 года N А17-7.29/15 решение судьи Бай-Тайгинского районного суда от 03 декабря 2015 года подлежат отмене, производство по административному делу прекращению за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 сентября 2015 года N А17-7.29/15 и решение судьи Бай-Тайгинского районного суда от 03 декабря 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.