Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Ховлаыга Ш.А.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску В.В. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к пенсии по возрасту, возобновлении доплаты к пенсии по возрасту по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Д.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ) о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии по возрасту, возобновлении доплаты к трудовой пенсии по возрасту, указав, что в соответствии с Указом Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года N 7 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва" (далее - Указ N 7), решением Минтруда РТ от 17.05.2004 г. ** ей была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по возрасту, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере ** руб., составляющей ** % месячного денежного содержания, поскольку её стаж государственной гражданской службы составляет более ** лет. До 21 мая 2012 года указанная доплата ей выплачивалась. С 22 мая 2012 года выплата была прекращена, уведомлениями она была извещена, что выплата ей больше не положена доплата на основании Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 года N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее - новый Указ, Указ N145), что является неправомерным. Положения нового Указа, отменяющие право истца на получение доплаты к государственной пенсии, не распространяются на неё, поскольку в нём отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, тогда как право на доплату к государственной пенсии у истца возникло до вступления в законную силу нового Указа. Согласно расчёту Минтруда РТ от 14.05.2015 г., сумма не выплаченной ей доплаты к трудовой пенсии с мая 2012 года по апрель 2015 года составляет ** руб. Просит взыскать с ответчика не выплаченную доплату к государственной пенсии за период с 22 мая 2012 года по настоящее время в размере ** руб., а также обязать ответчика возобновить выплату ей доплаты к трудовой пенсии.
Решением суда иск удовлетворён. Суд постановил:Взыскать с Минтруда РТ в пользу истца ** руб. в счёт не выплаченной доплаты к трудовой пенсии по возрасту за период с 22 мая 2012 года по апрель 2015 года. Обязать Минтруд РТ, начиная с 01.05.2015 года возобновить начисление и выплату истцу ежемесячной доплаты к пенсии по возрасту в размере не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, определённой с учётом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика по доверенности Д.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что в РФ не принят закон, который регулирует доплаты к пенсиям лиц, ранее состоявших на государственной службе субъекта РФ. Каких-либо федеральных законов, предусматривающих право субъекта РФ устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на государственной службе субъекта РФ нет. Субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. То есть при недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ссылка суда на Федеральные законы от 15 декабря 2001 г N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является необоснованной, так как в них содержатся исключительно отсылочные нормы, императивных норм о сохранении органами государственной власти субъектов РФ доплат к государственным пенсиям до установления пенсий за выслугу лет не имеется. Доплата к пенсии не является конституционной гарантией, а устанавливалась Республикой Тыва самостоятельно. Новым Указом установлены повышенные требования к стажу работы государственных служащих Республики Тыва и наличие государственных наград. В развитие нового Указа было принято постановление Правительства Республики Тыва N511 от 18.09.2012 года, которым установлен порядок переоформления доплаты к пенсии. Поскольку был принят новый нормативный акт, то ранее действовавший акт отменяется и не подлежит применению. Суд фактически вынуждает Минтруд РТ предоставить истице доплату на основании недействующего нормативного правового акта, действие которого прекращено. В настоящее время в Республике Тыва отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий бывшим государственным служащим, в связи с чем решение суда о выплате истице доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе.
Размер трудовой пенсии истца по состоянию на май 2012 года превысил общую сумму пенсии и доплаты к ней, вследствие чего доплата к пенсии была прекращена. Признанный утратившим силу в 2012 году Указ N 205 не предоставлял истице право на получение доплат пожизненно, т.е. бессрочно. Между тем решением суда выплата В.В. с 01 мая 2015 г. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере, установленном Указом N 205, т.е. не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии, сумма которого увеличивается каждый раз при ежегодных индексациях, приведёт к пожизненному получению Костенко В.В. доплаты в увеличенном размере, что в свою очередь повысит в несколько раз нагрузку на высокодотационный республиканский бюджет в ущерб другим социально незащищенным слоям населения.
В возражении на апелляционную жалобу Костенко В.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Д.С. просила отменить решение суда с принятием нового решения об отказе в иске.
Истец В.В., её представитель А.С. просили оспариваемое решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Судом установлено, что решением Минтруда РТ от 17 мая 2004 г. N ** В.В. в соответствии с действовавшим на тот момент Указом Президента Республики Тыва от 24.01.2001 года N 841 на основании решения государственного органа от 19.05.2004 г. N 1 была определена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 01.05.2004 г. в размере ** руб., которая составляла ** % прежнего месячного денежного содержания истца.
С 2007 года выплата доплаты к пенсии стала регулироваться Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее - Указ N205), который отменил действие прежнего Указа.
Согласно п. 1 Указа N 205, лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
При этом ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трёх лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Аналогичные положения, регулирующие размер доплаты, содержались и в Указе N 801.
Указ от 12 ноября 2007 года N 205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", пунктом 1 которого было установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Этим же пунктом Указа закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии Указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Из п. 2 Указа N 145 следует, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" от 4 мая 2012 года, N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (в ред. постановлений Правительства РТ от 30.01.2013 N 41г от 07.08.2013 N 494) утверждены: Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и её состав.
Пунктом 3 постановления N 511 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. (пункт 5)
Стороны не оспаривают того факта, что прекращение с 22 мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с введением Указом N145 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовала.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования В.В.., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что положения Указа N145 не должны распространяться на неё, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и не применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В статье 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. По мнению суда, под использованием упомянутого способа защиты гражданских прав законодателем подразумеваются как правомочия суда при рассмотрении имущественного спора не применять нормативный акт, который не соответствует нормативному акту более высокой силы, так и правомочия суда при рассмотрении конкретного имущественного спора оценивать законность индивидуального акта государственного органа или органа местного самоуправления, на котором основаны исковые требования или возражения по иску, и не применять незаконный акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное Указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Положения Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 года N145, устанавливающие, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, в той части, в которой данный Указ устанавливает дополнительные критерии к назначению доплаты к пенсии, не должны распространятся на правоотношения, возникшие до введения его в действие, так как в приведённом указе отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что положение указа, отменяющее право истицы на доплату к государственной пенсии, не должно распространяться на неё, поскольку она замещала государственную должность более одного года, а право на доплату к государственной пенсии возникло ранее, чем вступил в законную силу Указ N 145.
В ходе судебного заседания истец отказалась от иска в части требований о взыскании с ответчика задолженности за период с 22 мая 2012 года по апрель 2015 года в размере ** руб. в связи с тем, что указанная сумма ей была выплачена.
Статьёй 220 ГПК РФ закреплено, что суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствии с ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.2 ст.326.1 ГПК РФ, при принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Поскольку истец отказалась от поддержания части исковых требований, судебная коллегия считает возможным принять отказ от иска в указанной части, решение суда в этой части отменить и прекратить производство по делу, поскольку это не затрагивает прав и законных интересов третьих лиц, не нарушает закон.
В части требований о возобновлении выплаты доплаты к трудовой пенсии судебная коллегия исходит из следующего.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
В контексте указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия исходит из того, что применение Указа N 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменять размер доплаты к пенсии, но не отменять её полностью.
Тот факт, что в настоящее время в Республике Тыва отсутствует какая-либо правовая норма, регулирующая порядок, основания, размер доплаты к пенсии, по мнению судебной коллегии, не может отменять ранее возникших правоотношений по этому поводу.
Суд первой инстанции, полагая возможным возобновить выплату доплаты к трудовой пенсии, исходил из того, что положения Указа N 145 в части установления оснований такой выплаты в виде наличия государственных наград РФ и (или) Республики Тыва, не распространяются на возникшие правоотношения.
Судебная коллегия считает, что судом при принятии решения в Указанной части не принято во внимание, что как Указ N 205, так и Указ N 145 связывали основания выплаты доплаты к трудовой пенсии с соразмерностью суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Исходя из этого, юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса о начале возобновления выплаты доплаты к пенсии являются размер доплаты, трудовой пенсии и месячного денежного содержания государственного гражданского служащего.
В связи с этим судебная коллегия приняла от сторон в качестве новых доказательств сведения о трудовой пенсии истца, её месячного денежного содержания на день рассмотрения спора, расчёт доплаты к трудовой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с представленным представителем ответчика расчётом доплаты, исходя из которого её размер составил ** руб. ( ** руб. оклад по должности х 2,8 (ограничение по пункту 2 Указа N 145) х 1,4 районный коэффициент х 54% (45% (основной размер за 20 лет) +9% (дополнительный размер за 3 года).
По состоянию на март 2015 года размер трудовой пенсии истца составлял ** руб., на 04.01.2016г. - ** руб.
Из справки о заработной плате, представленной Управлением ЗАГС Республики Тыва, следует, что размер месячного содержания по ранее занимаемой истцом должности в мае 2015 года составлял ** руб.
75% от указанной суммы составляет ** руб., что превышает размер трудовой пенсии истца и доплаты к ней ** руб. ( **.)
Поскольку Указ N 145 связывает невозможность выплаты доплаты с превышением 75% от месячного денежного содержания государственного служащего, а в настоящем деле Указанный предел превышен не был, то является верным вывод суда о том, что выплата доплаты к трудовой пенсии подлежит возобновлению.
Указ N 205 содержал положение, в соответствии с которым размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Поскольку действие данного Указа было отменено Указом N 145, в котором отсутствовало упоминание о базовой части трудовой пенсии по старости, то ссылка на неё в мотивированной и резолютивной частях решения, по мнению судебной коллегии, является неверной, подлежит исключению.
Требования истца о взыскании доплаты к трудовой пенсии ответчиком были удовлетворены за период с 22 мая 2012 года по апрель 2015 года, в связи с чем возобновление начисления и выплаты Указанной доплаты в пользу истца должно начаться с 01 мая 2015 года.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 августа 2015 года отменить в части удовлетворения требований о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу В.В. ** рублей ** копеек в счёт невыплаченной доплаты к трудовой пенсии по возрасту за период с 22 мая 2012 года по апрель 2015 года, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 августа 2015 года изменить, изложив в следующей редакции:
"Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 мая 2015 года возобновить начисление и выплату В.В. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по возрасту".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 января 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.