Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению Б. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о признании незаконными и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 25 марта 2015 года, компенсации морального вреда, возмещении убытков по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-КО о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, компенсации морального вреда, ссылаясь на незаконность указанного приказа, так как в нем указано, что дисциплинарное взыскание наложено по причине того, что истица не уведомляла в установленном законом порядке представителя нанимателя о возникшем конфликте интереса, а также о возможности его возникновения. Таким образом, не исполнила должностные обязанности, предусмотренные п. 3.5.10 должностного регламента, а также допустила нарушение норм ч.3 и 3.1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и ч.1 и ч.2 ст. 11 Федерального закона от 25.10.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившееся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта. Согласно должностному регламенту, осуществлять контроль за исполнением исполнительных документов о взыскании административных штрафов не входило в обязанности истицы, значит, ссылка на обязанности, которые не входили в её полномочия по осуществлению контроля за исполнением исполнительных документов о взыскании административных штрафов считает незаконными и необоснованными, ответчиком не доказан факт и не представлены доказательства того, что именно по вине истицы судебным приставом - исполнителем О. длительное время и ненадлежащим образом исполнялись исполнительные производства о взыскании административных штрафов, возбужденные в отношении К. Кроме этого, при проведении проверки Управлением не дана должная юридическая оценка действиям (бездействию) должностных лиц Кызылского городского отдела, а именно судебного пристава-исполнителя О., Ш., начальника ** ** по РОВИП В.., следствием чего явилось внесение 12 протестов прокуратуры г. Кызыла. В ходе проверки не дана должная оценка причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства её действиями (бездействием). Исполнительные производства о взыскании административных штрафов судебным приставом-исполнителем А. были окончены фактическим исполнением в 2014 году и 12 января 2015 года, то есть до начала проведения служебной проверки, на основании чего утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов также носит абстрактный и неподтвержденный фактическими доказательствами характер. Служебная проверка проводилась с грубейшими нарушениями требованиями норм законодательства, с приказом о проведении проверки ее ознакомили только после окончания проверки 01.04.2015 года, уведомление о проведении проверки от 21.01.2015 г. вручили только после поступления требования от заместителя прокурора г. Кызыла. Управление без достаточных оснований, а именно в отсутствие локального акта (приказа) о назначении проверки направило запросы третьим лицам без уведомления ее об этом и без ее письменного согласия о получении сведений о ее частной жизни, не ознакомило ее с документами (докладной запиской), в которых были указаны основания проведении проверки, несмотря на то, что истица неоднократно обращалась с письменными заявлениями с просьбой о разрешении ознакомления ее с документами, с истицы незаконно требовалось погашение суммы задолженности по исполнительному производству, возбужденному в отношении К., мотивируя тем, что только тогда проверка в отношении ее будет окончена. Не были приняты во внимание объяснения данные истицей и К., а также нарушен срок привлечения истицы к дисциплинарной ответственности. В соответствии с приказом от 21 января 2015 года N была назначена проверка, которая 02 марта 2015 года завершена. Приказом руководителя Управления ФССП России по РТ Д, от 31 марта 2015 года истице было объявлено взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Таким образом, дисциплинарное взыскание в отношении истицы было применено за пределами месячного срока. При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания комиссией также не учтены ее предшествующее поведение, отношение к работе, а именно отсутствие ранее наложенных в отношении нее дисциплинарных взысканий, фактическое окончание исполнения исполнительных производств, возбужденных в отношении К., которые были окончены только после того, когда ей стало известно об имеющейся задолженности, уплата сумм задолженности по исполнительным производствам лично из своих средств, в которых она не являлась стороной, то есть должником. Управлением незаконно также вменялось в ее вину то, что у ее гражданского мужа имелась задолженность, тогда как согласно требованиям Семейного кодекса РФ (административные штрафы, задолженность по страховым взносам, взыскание в порядке регресса) являлись его личными долгами, вины истицы в том, что у К. имелась задолженность, не имеется, о наличии задолженности не только не знала истица, но и К. по причине халатного отношения к своим должностным обязанностям работников Управления, истица и не должна знать, так как К. является взрослым дееспособным человеком, и истица не обязана отвечать за его действия и поступки. Действиями ответчика ей был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, выраженных в бессонных ночах, отсутствии аппетита, потери веса, что явилось основанием обращения к врачу из-за плохого самочувствия, невозможности вести привычный образ жизни, раздражительности, которая негативно сказывается на семье. В ходе проведения проверки были разглашены сведения о частной жизни истицы, о котором стало известно совершеннолетним детям истицы, что тоже повлекло нравственные страдания дочери. Просила признать незаконными и отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом N-КО от 31 марта 2015 года, в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 25 марта 2015 года, взыскать с ответчика в пользу истицы в счет компенсации морального вреда ** руб., ** руб. ** коп. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств, расходы на оплату услуг представителя в размере ** руб., расходы, понесенные при оформлении доверенности на представителя, в размере ** руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере ** руб.
Решением суда исковое заявление Б. удовлетворено частично. Судом приказ УФССП России по Республике Тыва от 31 марта 2015 года N-ко "О применении взыскания за коррупционное правонарушение Б." признан незаконным и отменен, взыскано с УФССП РФ по Республике Тыва в пользу Б. ** руб. в счет компенсации морального вреда, ** руб. возмещения судебных расходов на услуги представителя, ** руб. на оформление доверенности, ** руб. ** коп. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе руководитель Управления УФССП по Республике Тыва Д, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду их незаконности и необоснованности, указывая на то, что совершенный дисциплинарный проступок Б. по своей тяжести соответствует наложенному взысканию, порядок и срок проведения проверки и наложения взыскания Управлением соблюдены. Вывод суда о пропуске ответчиком месячного срока проведения служебной проверки является ошибочным. Факт бездействия со стороны истицы доказан, истица не только не сообщила о возникшем конфликте интересов, но и совершила действия по воспрепятствованию своевременному исполнению решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу требований пунктов 11, 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункты 1, 5 части 1).
Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подпункты "м", "н", "о" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года N 885).
Под конфликтом интересов закон определяет ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно статье 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3 статьи 59.3 названного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, приказом руководителя УФССП по Республике Тыва N-ко от 31.03.2015 года в соответствии со ст. 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ в отношении заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Кызылского городского отдела судебных приставов УФССП по РТ Б. применено взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Из приказа N-ко от 31 марта 2015 года следует, что истице в нарушение ставится неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных п.3.5.10 должностного регламента, ч.3 и ч.3.1 ст.19 Федерального закона N 79-ФЗ, ч.1, ч.2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившееся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Начальником отдела организации исполнительного производства УФССП по РТ Д, подана докладная записка от 29 декабря 2014 года на имя и.о. руководителя Управления ФССП по РТ - главного судебного пристава РТ М. о факте конфликта интересов в связи с тем, что Б. фактически игнорировала уведомления о наличии задолженностей ее мужа К. по исполнительным производствам, требовала, чтобы судебные приставы-исполнители к ним домой не ходили.
И.о.заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, противодействии коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управлении ФССП по РТ Э, подана аналогичная докладная записка от 21.01.2015 г. на имя и.о. руководителя Управления ФССП по РТ- главного судебного пристава РТ М. о факте конфликта интересов в связи с тем, что Б., будучи должностным лицом Кызылского ГОСП, воспрепятствует исполнению решений суда и иных административных органов в отношении бывшего супруга К.
21 января 2015 года и.о. руководителя УФССП по РТ - главного судебного пристава М. издан приказ N о проведении проверки в отношении Б. в части соблюдения государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 г. N273 -ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
О проведении проверки истец Б. уведомлена 22.01.2015 г.
И.о. заместителем начальника отдела государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления ФССП по РТ Э, подана докладная записка от 02.03.2015 г. б/н. на имя и.о. руководителя Управления ФССП по РТ - главного судебного пристава РТ С. о результатах проверки в соответствии с положением Указа Президента РФ от 21.09.2009 г. N в отношении Б., в которой указано, что в соответствии с должностным регламентом Б. должна организовать работу по обеспечению контроля за своевременным принятием судебными - приставами исполнителями мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительных документов (п.3.5.10 раздела 3 Должностного регламента), в соответствии с этом у нее возникает конфликт интересов по исполнению исполнительных документов, так как ее супруг является должником. Также предложено предоставить материалы проверки на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по РТ.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 13.03.2015 г. N комиссия решилапровести дополнительную проверку в отношении Б. из-за неполноты сведений.
Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 25.03.2015 г. N следует, что комиссией рекомендовано уволить государственного служащего Б. в связи с утратой доверия в связи с тем, что Б. не уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов, не приняла мер, направленных на урегулирование конфликта интересов.
Согласно должностному регламенту заместителя начальника старшего судебного пристава Кызылского городского отдела судебных приставов УФССП по РТ, утвержденного руководителем УФССП по РТ - Главным судебным- приставом РТ М. 31.10.2013 г., в должностные обязанности истицы входит обеспечение контроля за своевременным принятием судебными приставами -исполнителями мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительных документов. ( п.3.5.10) Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 3.4.12).
Судом установлено, что решением мирового судьи от 18.02.2005 г. брак, зарегистрированный 25.09.1992 г. между Б. и К., расторгнут, вместе с тем Б. состоит с К. в фактических брачных отношениях.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы частично, суд первой инстанции исходил из того, что приказ об увольнении истицы не содержит сведений о том, в чем конкретно выразилось неисполнение обязанностей, какие неправомерные действия Б. не соответствуют ее должностной инструкции, также ответчиком не доказан факт воспрепятствования истицы совершению исполнительных действий, а также факт того, что при исполнении истицей должностных обязанностей сложилась ситуация, при которой ее личная заинтересованность повлияла или могла повлиять на исполнение ею должностных обязанностей и при которой возникло противоречие между личной заинтересованностью истца и законными интересами государства, должностной регламент истицы не содержит каких-либо действий, которыми должен руководствоваться государственный служащий при возникновении конфликта интересов, и нарушение которых можно вменить ему, не учтена тяжесть совершенного проступка, поскольку исполнительные производства были окончены фактическим исполнением, Б. принимала меры к погашению задолженности К. Кроме того, суд посчитал, что ответчиком нарушен срок привлечения истицы к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как указывалось выше, согласно части 1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 указанного Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3 статьи 59.3 названного Федерального закона).
Начальником отдела организации исполнительного производства УФССП по РТ Д, подана докладная записка от 29 декабря 2014 года на имя и.о. руководителя Управления ФССП по РТ - главного судебного пристава РТ М. о факте конфликта интересов со стороны Б.
21 января 2015 года и.о. руководителя УФССП по РТ - главного судебного пристава М. издан приказ N о проведении проверки в отношении Б. в части соблюдения государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 г. N273 -ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
25 марта 2015 года на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов рекомендовано уволить государственного служащего Б. в связи с утратой доверия.
Таким образом, следует признать, что дисциплинарное взыскание в отношении истицы ответчиком применено в установленный ст.59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ срок со дня поступления информации, не считая времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Исходя из представленных письменных материалов дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Б., являясь государственным служащим - заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Кызылского городского отдела судебных приставов УФССП по РТ, не уведомив представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов, не приняв мер, направленных на урегулирование конфликта интересов, тем самым нарушила требования Федерального закона "О противодействии коррупции", в связи с чем у ответчика имелись правовые основания для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности.
При этом судебная коллегия учитывает, что истцом занималась руководящая должность в системе УФССП по РТ, поэтому наличие исполнительных производств в отношении должника К., с которым истица состоит в фактических брачных отношениях, могло привести к конфликту интересов в том определении, как это указано в ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене в части признания незаконным и отмены приказа Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 31 марта 2015 года N-ко "О применении взыскания за коррупционное правонарушение Б.", взыскании с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва в пользу Б. ** руб. в счет компенсации морального вреда, ** руб. в счет возмещения судебных расходов на услуги представителя, ** руб. на оформление доверенности, ** руб. ** коп. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июня 2015 года в части признания незаконным и отмены приказа Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 31 марта 2015 года N-ко "О применении взыскания за коррупционное правонарушение Б.", взыскании с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва в пользу Б. ** руб. в счет компенсации морального вреда, ** руб. в счет возмещения судебных расходов на услуги представителя, ** руб. на оформление доверенности, ** руб. ** коп. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств отменить и принять в этой части новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении исковых требований Б. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, возмещении убытков и судебных расходов отказать".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.