судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В., Торговченковой О.В.,
при секретаре Карлиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Сутуги В.В. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
Сутуга В.В. в иске к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сутуга В.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области о восстановлении права на пенсию, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ ему приостановлена выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с прохождением государственной службы в таможенных органах Российской Федерации. Полагая, что законных оснований для приостановления выплаты пенсии у ответчика не имелось, истец, с учетом частичного отказа от иска, просил взыскать с военного комиссариата Липецкой области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., возместить судебные расходы.
Представитель ответчика военного комиссариата Липецкой области Шарова Р.М. иск не признала, сославшись на то, что выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ до выяснения законности права на ее получение. Считает, что правовые основания для выплаты истцу пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, так как Сутуга В.В. в указанный период состоял на службе в таможенных органах, а с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером таможенной службы России.
Суд постановилрешение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец Сутуга В.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное толкование закона и правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Выслушав объяснения истца Сутуги В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика военного комиссариата Липецкой области Смольяниновой Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно статье 50 приведенного Федерального закона, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
В силу части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 мотивировочной части Постановления от 18 марта 2004 года N 6-П указал, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
В Определении от 5 ноября 2015года N 2500-О-Р, принятом по ходатайству Министерства Обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, Конституционный Суд РФ указал, что из пунктов 4 и 5 мотивировочной части Постановления от 18 марта 2004 года N 6-П прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сутуга В.В. проходил военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1.
С ДД.ММ.ГГГГ истец поступил на таможенную службу, служил в Липецкой таможне в должности инспектора отделения таможенной охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы (л.д. N).
ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление в военный комиссариат Липецкой области о приостановлении выплаты пенсии до выяснения права на ее получение (л.д. N). На основании указанного заявления с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет истцу военным комиссариатом Липецкой области не производится.
ДД.ММ.ГГГГ Сутуга В.В. обратился в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и выплате недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении заявления ответчиком отказано, о чем сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N).
С ДД.ММ.ГГГГ истец является пенсионером таможенных органов РФ и получает пенсию за выслугу лет (л.д. N).
Разрешая дело и отказывая Сутуге В.В. в удовлетворении требования о взыскании недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в указанный период истец состоял на федеральной государственной службе в таможенных органах Российской Федерации, в связи с чем выплата пенсии за выслугу лет по линии МО РФ была обоснованно приостановлена.
После увольнения с таможенной службы истец, имея право на пенсию по выслугу лет по двум основаниям, сделал выбор в пользу пенсии в связи со службой в таможенных органах.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Довод жалобы о том, что выплата пенсии ему могла быть приостановлена только в случае возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку он основан на ошибочном толковании положений части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Из толкования указанной нормы, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, не следует, что обязательным условием для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную или правоохранительную службу является возвращение именно на ту службу, после оставления которой данная пенсия была назначена.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, применены подлежащие применению нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сутуги В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.