Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу Мазневой Л.П. Мазневой Л.П. на постановление судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мазневой Л.П. Мазневой Л.П. ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 29 декабря 2015 года Мазнева Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в N N N.
Мазнева Л.П. обратилась с жалобой на постановление судьи, в которой просит постановление судьи изменить в связи с малозначительность совершенного правонарушения.
Выслушав Мазневу Л.П., поддержавшую жалобу, представителей Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Николаеву Ю.О. и Смольянинова Д.И., изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.3 ст. 28 Закона РФ "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу ст. 41 ФЗ "Об образовании" охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 46 ч.1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях ( в т.ч медицинский массаж, сестринское дело). Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. ( п.3)
Согласно ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Из материалов дела усматривается, что 26.10.2015 года в 10 часов 40 минут в МОУ ДО " "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" расположенной по адресу: "адрес", "адрес" , в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области было установлено, что Мазнева Л.П., являясь медсестрой, осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения - лицензии на медицинскую деятельность, а именно оказывает доврачебную помощь (купирование головных болей, обработка ссадин, ушибов, мозолей), что является нарушением п.46 ч.1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 40 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3 Постановления Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 года "О лицензировании медицинской деятельности".
Свою вину в совершения вменяемого правонарушения Мазнева Л.П. признала.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении от 17.11.2015г., объяснениями Мазневой Л.П. от 17.11.2015г., протоколом осмотра вещей и документов от 26.10.2015 года, фототаблицей к протоколу осмотра, журналом регистрации медицинской помощи, оказываемой на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях, достоверность которых она подтвердила, приказом директора N N N.09.2015 года N 51 о принятии Мазневой Л.П. на должность медсестры по массажу, должностной инструкцией медсестры по массажу, сообщением Управления здравоохранения Липецкой области от 09.11.2015 года.
Как следует из должностной инструкции медицинской сестры по массажу "данные изъяты" "данные изъяты" Департамента по физической культуре и спорту администрации города Липецка, она оказывает неотложную (доврачебную) медицинскую помощь в период проведения учебно-тренировочных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий ... , является лицом, ответственным за лицензирование медицинской деятельности в N N а также ответственным лицом за заключение договоров со специализированными организациями на проведение медицинского осмотра учащихся и сотрудников учреждения.
Собранные доказательства правильно признаны достаточными для вывода о совершении Мазневой Л.П., административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, поскольку принимаются меры по устранению выявленного нарушения и отсутствуют отягчающие вину обстоятельства, несостоятелен.
Имущественное положение лица не является основанием для признания административного правонарушения малозначительным.
Исходя из оценки фактических обстоятельств настоящего дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Мазневой Л.П. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, полагаю, что в рассматриваемой ситуации в отношении Мазневой Л.П. неверно избранна мера административного наказания, предусмотренная санкцией части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для должностных лиц в качестве мер административной ответственности предупреждение или наложение административного штрафа от 30 000 до 50 000 тысяч рублей, дисквалификацию.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением на Мазневу Л.П. наложен штраф в размере N рублей. При этом из содержания оспариваемого постановления следует, что отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены, установлены смягчающие административную ответственность обстоятельства. Административное правонарушение совершено впервые, вину лицо признало, в содеянном раскаялась.
В части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что вмененное Мазневой Л.П. административное правонарушение было совершено ею впервые, в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о неправомерном назначении в рассматриваемом случае более строгого наказания - административного штрафа.
В Липецком областном суде представители Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Николаева Ю.О. и Смольянинов Д.И. указали на возможность применения к лицу наказания в виде предупреждения исходя из установленных обстоятельств по делу.
Таким образом, нахожу постановление подлежащим изменению в части вида назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мазневой Л.П. Мазневой Л.П. изменить, назначив наказание в виде предупреждения.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.