Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы "адрес" Порядного М.Д. по его жалобе на постановление решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 23 ноября 2015 года,
установил:
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по "адрес" З.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Порядного М.Д. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 23 ноября 2015 года постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по "адрес" З.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материал в отношении Порядного М.Д. направлен на новое рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в "адрес".
В жалобе в Волгоградский областной суд Порядный М.Д. оспаривает законность и обоснованность состоявшего по делу решения суда, считает его незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по "адрес" Данилову В.Г., поддержавшую доводы жалобы, судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", земельный участок, расположенный в "адрес" проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу расположены хозяйственные бытовые отходы (мусор, шкуры овец).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы "адрес" Порядного М.Д. заместителем прокурора "адрес" производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по "адрес" З.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Порядного М.Д. прекращено за отсутствием в действиях Порядного М.Д. состава административного правонарушения.
Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 23 ноября 2015 года постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по "адрес" З.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материал в отношении Порядного М.Д. направлен на новое рассмотрение.
Отменяя постановление административного органа о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом, как указал судья в своем решении, должностным лицом в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении не дана оценка бездействию главы "адрес" Порядного Д.М. по надлежащему исполнению возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
При этом полномочия администрации "адрес" по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное не было учтено судьей районного суда при вынесении обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 23 ноября 2015 года подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
Решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 23 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы "адрес" Порядного М.Д., отменить.
Дело направить на новое судебное рассмотрение в Старополтавский районный суд Волгоградской области.
Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.