Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,
при секретаре Г.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора С.В.П. на постановление Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении " ... "
установил:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении " ... " прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте в областной суд Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор С.В.П. оспаривает постановление судьи, и просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Г.Р.А., поддержавшего протест, представителя " ... " А.М.И., полагавшую постановление суда оставить без изменения, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене и направлению на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В порядке ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 34 Федерального закона N7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" статьёй 1 установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 названного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
На основании ст. 18 данного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Данный порядок определен Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года N50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
Из п. 7 Порядка следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращённое наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года N717, полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения переданы Росприроднадзору.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, а также утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 5.5.9 Положения). На территории Волгоградской области уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по "адрес".
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры ( "адрес") в деятельности " ... " выявлены нарушения в части соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
Основным видом деятельности " ... "", зарегистрированного по адресу: "адрес", является химическое производство, в том числе промышленный выпуск наноструктурированного гидроксида магния, а также производство прочих химических продуктов.
При осуществлении хозяйственной деятельности предприятием эксплуатируется промышленная площадка с расположенными на ней строениями и сооружениями по адресу: "адрес"
В результате осуществления хозяйственной деятельности у " ... " образуются собственные отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства " ... ", обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства " ... ", мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) " ... " и др.
Отходы накапливаются на территории промышленной площадки в контейнерах и передаются по договору с " ... " для размещения на секции N " ... " пруда-накопителя " ... " в "адрес".
Таким образом, предприятием осуществляется деятельность в сфере обращения с отходами, а именно деятельность по накоплению отходов.
Судья районного суда прекратил производство по делу ввиду того, что предприятием были предприняты действия по изготовлению указанного проекта, а именно заключен договор с " ... ", своевременность исполнения которого, по мнению суда, от " ... "" не зависела.
Однако с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном определении юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными. Допущенные при производстве дела процессуальные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства дела.
Согласно ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по разработке проекта возложена на само предприятие.
Таким образом, заключение договора для изготовления проекта нормативов образования отходов " ... " не освобождает Общество от ответственности и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Кроме того, зная о том, что предприятием нарушается действующее законодательство, " ... " никоим образом не предпринимало действий по гражданско-правовому воздействию на исполнителя проекта.
Более того, указанные судом и предприятием причины задержки разработки проекта не являются уважительными, поскольку изменения законодательства не мешали разработке проекта, изложенные в решении изменения были введены в 2013-2014 г., тогда как проект должен был быть разработан в 2008 году.
Таким образом, судья районного суда, отменяя обжалуемое постановление, не дал должной оценки всем вышеуказанным обстоятельствам.
Учитывая, что в силу ст. 4.5 КоАП РФ к настоящему времени не истёк срок давности привлечения лица к административной ответственности, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, правильно определить значимые для дела обстоятельства, дать им оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ и постановить решение соответствующее нормам процессуального и материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
протест Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора С.В.П. удовлетворить.
Постановление судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении " ... " - отменить.
Дело возвратить в Красноармейский районный суд г. Волгограда на новое рассмотрение.
Судья Волгоградского
областного суда Циренщиков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.