Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Бычкова В.В.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.,
с участием представителя административного истца Голова О.В.,
рассмотрев 11 ноября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кульченко В.Н. к Губернатору Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ИП Кульченко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
Представитель административного истца Голов О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости - " ... " рублей.
Административные ответчики: Губернатор Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области и заинтересованное лицо - администрация г.Волгограда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
От представителя Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области Федоровой Д.С. поступило письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя филиала.
Выслушав представителя административного истца - Голова О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ИП Кульченко В.Н. является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес", ( " ... "). Данный участок относится к категории земель - " ... ", разрешенное использование - " ... " ( " ... ").
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного правового акта, а также данных кадастровой справки и кадастрового паспорта о земельном участке его кадастровая стоимость на момент обращения заявителя в суд установлена в размере " ... " руб. " ... " коп. ( " ... ").
Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области следует, что дата определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... " - ДД.ММ.ГГГГ ( " ... ").
Следовательно, рыночная стоимость спорного объекта оценки должна определяться с учетом положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, и датой по состоянию на которую следует определить кадастровую стоимость указанного земельного участка, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Административным истцом суду был представлен отчет N " ... ", составленный ДД.ММ.ГГГГ оценщиком К., в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена равной " ... " рублей ( " ... ").
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение " ... " (Экспертное заключение N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует, что отчет соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам федеральных органов. Методические основы оценки рыночной стоимости объекта имущества изложены в достаточном объеме. Расчет стоимости объекта оценки, проведенный экспертом на основании данных, имеющихся в отчете, примененных оценщиков подходов и методов, подтвердил величину стоимости объекта оценки, определенную оценщиком в отчете ( " ... ").
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведены анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки, суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 КАС РФ при отсутствии возражений ответчиков и заинтересованных лиц относительно величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в качестве кадастровой, указанная величина судом признается доказанной.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180,249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Кульченко В.Н. к Губернатору Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд ДД.ММ.ГГГГ года, удовлетворить в полном объеме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель - " ... ", вид разрешенного использования - " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бычков В.В.
Решение в окончательной форме принято 12 ноября 2015 года.
Судья Бычков В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.