Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 18 января 2016 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Высевкова В.Н. к Комитету по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Высевков В.Н. 16 декабря 2015 года обратился в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 1 434000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", расположенного за пределами участка, равной его рыночной стоимости;
- земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 2368000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит " ... " доля в общей долевой собственности на земельные участки. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Полунина Т.А. представила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, извещенный о времени и месте слушания дела, в суд не явился, причины неявки суду неизвестны.
Представители административных ответчиков Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явились, представили ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Заинтересованные лица Администрация Волгоградской области, " ... ", " ... ", " ... "", И.Ю.В., Ц.Н.В., С.Н.И., Б.М.И., Г.А.В., Г.М.М., Г.М.И., Г.С.И., Г.Б.И., П.С.П., П.В.А., П.В.С., С.А.Д., И.Н.В., Л.А.М., М.В.Д., М.Д.И., Т.В.В., Я.В.В., Р.Ю.Н., Р.А.Н., Т.Б.Г., Д.А.Н., К.А.М., К.С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, возражений по существу административного иска не заявили.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что Высевкову В.Н. на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки:
- " ... " доля земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 1 434000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". (л.д. " ... ");
- " ... " доля земельного участка с кадастровым номером N " ... " площадью 2368000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" (л.д. " ... ").
Данные земельные участки относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
С учетом того, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определение в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер уплачиваемых Высевковым В.Н. налогов. Таким образом, у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
В соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 2577-р от 27.11.2013г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области" утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области по состоянию на 01.01.2011г.
В силу указанного правового акта, а также данных кадастровых справок (л.д. " ... "), сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков является 01 января 2011 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " на указанную дату установлена в размере " ... " руб.; для земельного участка с кадастровым номером N " ... " - " ... " руб.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Не согласившись с произведённой оценкой земельных участков и полагая, что их кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.
В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет " ... "" N " ... " от 12.09.2015г. для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Так, согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 1 января 2011 года определена равной " ... " рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 1 января 2011 года определена равной " ... " рублей (л.д. " ... ").
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение " ... " N " ... ", из которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки признаны обоснованными (л.д. 117-130).
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализы рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики и заинтересованные лица по делу возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объектов оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорных объектов оценки установлена неверно.
Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Такими органами применительно к рассматриваемому делу являются Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
С учетом того, что кадастровая стоимость спорного объекта оценки была определена в порядке, предусмотренном ст. 24 18 Закона об оценочной деятельности, надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а в удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости надлежит отказать, поскольку процессуальный статус по делу данного органа - заинтересованное лицо.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Высевкова Виктора Николаевича к Комитету по управлению государственным имуществом по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить в полном объеме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N " ... ", площадью 1434000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 года в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 2368000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 года в размере " ... " рублей.
В удовлетворении требований Высевкова В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение 1 месяца.
Судья / " ... "/ И. Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2016 года
Судья: / " ... " И.Г. Кубасов
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.