Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2016 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Клюшиной Н.А. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Вельдин А.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ответчика от 08 июля 2015 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет, имеется 19 лет 5 месяцев 25 дней.
С учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 04 августа 1987 г. по 30 августа 1987 г. в пионерском лагере "Солнечный" Межколхозобъединения Краснослободского района МАССР (с.Сивинь) в качестве пионервожатого, с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г. период учебы в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева, с 12 июля 2010 г. по 12 октября 2010 г. период после его увольнения с должности учителя физической культуры Русскомаскинской школы Краснослободского района Республики Мордовия в связи с ликвидацией школы.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г. постановлено иск Вельдина А.С. удовлетворить частично:
отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 08 июля 2015 г. в части незачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Вельдина А.С., периодов: с 01 сентября 1987 г. по 14 октября 1990 г. обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева, с 15 октября 1990 г. по 15 декабря 1990 г. работы в Новоалександровской средней школе, с 16 декабря 1990 г. по 08 июля 1991 г. обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева, с 01 сентября 1995 г. по 31 января 1997 г. работы в Русскомаскинской средней школе;
обязать ответчика включить Вельдину А.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды: с 04 августа 1987 г. по 30 августа 1987 г. работы в пионерском лагере "Солнечный" объединения Мордовколхозздравница, с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г. обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева, с 01 сентября 1995 г. по 31 января 1997 г. работы в Русскомаскинской средней школе;
в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Клюшина Н.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленном с нарушением норм материального права, просит его отменить, в иске отказать, взыскать с истца в пользу ответчика расходы по оплате госпошлины на подачу апелляционной жалобы 3000 рублей, указав, что сведениями о периодах работы в должности пионервожатого в пионерском лагере "Солнечный" при принятии решения ответчик не располагал; представленные истцом в суд документы факт работы истца в должности штатного пионервожатого не подтверждают, сведения о начислении заработной платы имеются только в ноябре 1987 года, в этот период не отчислялись страховые взносы; поскольку у суда не имелось законных оснований включить истцу в специальный стаж период работы в пионерском лагере, соответственно, и период обучения в институте с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г. также не подлежит включению в спецстаж; учитывая разъяснения, содержащиеся в разделе 3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30 июня 1986 г. N1-63-И, в стаж по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при этом работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не является педагогической деятельностью.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика истец Вельдин А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии истец Вельдин А.С. считает решение суда законным.
Представитель истца Семелев Н.В., представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д. 176, 178), отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика и возражений истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 08 июля 2015 г. отказано Вельдину А.С. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 -ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет, имеется 19 лет 5 месяцев 25 дней.
В специальный стаж истца не засчитаны: - время обучения в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева с 01 сентября 1987 г. по 14 октября 1990 г. и с 16 декабря 1990 г. по 08 июля 1991 г., так как до начала обучения педагогическая деятельность не осуществлялась; - период работы в Новоалександровской средней школе с 15 октября 1990 г. по 15 декабря 1990 г., так как отсутствуют приказы, подтверждающие зачисление на должность, предусмотренную Списками, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей; - время работы в Русскомаскинской школе в должности руководителя физического воспитания с 01 сентября 1995 г. по 31 января 1997 г., так как указанная должность отсутствует в Списке N463 от 06 сентября 1991 г. Запись в трудовой книжке "N" о внесении изменений в наименование должности руководителя физического воспитания на учителя во внимание не принята, так как не указано основание изменения.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В оспариваемый ответчиком период работы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющимся приложением к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, где в разделе "Наименование учреждений, организаций" предусмотрены начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименований, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность учителя.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу пункта 4 данного Положения период такой работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от "дата" N 1-63-И указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
Так, по сведения архива, согласно распоряжению "N" от 11 августа 1987 г., Вельдин А.С. принят на работу на должность пионервожатого в пионерский лагерь "Солнечный" объединения Мордовколхозздравница с 04 августа 1987 г.; в ноябре 1987 г. заработок истца по объединению Мордовколхозздравница составил 75 рублей.
Судом установлено, что с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г. истец обучался в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.
Как усматривается из записей трудовой книжки, Вельдин А.С. принят учителем физической культуры Русскомаскинской неполной средней школы Краснослободского района Мордовской ССР с 15 августа 1991 г., с 01 сентября 1995 г. переведен руководителем физического воспитания, с 01 февраля 1997 г. назначен в порядке перевода на должность директора Русскомаскинской основной общеобразовательной школы, с 28 августа 2002 г. назначен в порядке перевода на должность учителя Русскомаскинской основной общеобразовательной школы, с 12 июля 2010 г. уволен с должности учителя в связи с ликвидацией организации.
Судом установлено, что в период с 01 сентября 1995 г. по 31 января 1997 г. истец осуществлял педагогическую деятельность в качестве учителя школы.
В данной части решение суда не обжалуется.
12 июля 2010 г. Вельдин А.С. уволен с должности учителя МОУ Русскомаскинской средней общеобразовательной школы в связи с ликвидацией организации, с 15 июля 2010 г. по 12 октября 2010 г. состоял на учете в качестве безработного в ГКУ Республики Мордовия "Центр занятости населения Краснослободского района", в указанный период времени пособие по безработице не получал в связи с сохранением заработной платы по последнему месту работы.
Суд, оценив доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности истца, периодов его работы пионервожатым в пионерском лагере с 04 августа 1987 г. по 30 августа 1987 г., период обучения в ВУЗе с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведениями о периодах работы в должности пионервожатого в пионерском лагере при принятии решения ответчик не располагал, не является основанием к отмене решения суда.
Действительно, как усматривается из материалов дела, ответчик не располагал документами, подтверждающими факт работы истца пионервожатого в пионерском лагере "Солнечный" и указанный период не являлся предметом рассмотрения при принятии решения пенсионным органом.
Однако, соответствующие доказательства - архивные сведения были представлены истцом суду первой инстанции, а потому не могли быть не исследованы при принятии судебного решения.
Более того, судебная коллегия считает, что судом дана надлежащая оценка доказательствам в подтверждение факта работы истца в должности штатного пионервожатого в пионерском лагере "Солнечный", в частности: распоряжению объединения "Мордовколхозздравница" "N" от 11 августа 1987 г., согласно которому Вельдин А.С. принят на работу на должность пионервожатого в пионерский лагерь "Солнечный" с 04 августа 1987 г.; сведениям объединения "Мордовколхозздравница" о том, что заработок истца в ноябре 1987 г. составил 75 рублей, оснований не согласиться с которой не имеется.
Указание в апелляционной жалобе на то, что сведения о начислении заработной платы имеются только в ноябре 1987 года, выводы суда не опровергают, поскольку из пояснений истца следует, что оплата его работы пионервожатым в пионерском лагере "Солнечный" в августе 1987 г. была произведена объединением "Мордовколхозздравница" в ноябре 1987 г., в последующем - с 01 сентября 1987г. по 08 июля 1991 г. истец обучался в пединституте, с учетом того, что факт обучения Вельдина А.С. в ноябре 1987 г. в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева ответчиком не оспаривается.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что период работы пионервожатым в пионерском лагере включению в страховой стаж истца не подлежит ввиду не отчисления в данный период страховых взносов из-за отсутствия в этом вины истца.
Поскольку судом правомерно зачтен в специальный стаж истца период работы пионервожатым в пионерском лагере с 04 по 30 августа 1987 г., предшествующий учебе истца в педагогическом институте, у суда имелись законные основания для включения Вельдину А.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и периода обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с 01 сентября 1987 г. по 08 июля 1991 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на разъяснения, содержащиеся в разделе 3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30 июня 1986 г. N1-63-И, согласно которым в стаж по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при этом работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не является педагогической деятельностью, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатый".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, периоды работы истца в должности пионервожатого подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. (Данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, вопрос N 10).
Как усматривается из материалов дела, пенсионным органом зачислены периоды работы в специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, который составил 19 лет 05 месяцев 25 дней.
Таким образом, Вельдин А.С. имея стаж работы продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет периода работы в должности пионервожатого в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Клюшиной Н.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.