Постановление Президиума Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 28 декабря 2015 г. по делу N 4Га-158/2015
Президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда в составе: председательствующего - Лисовского С.Д., членов президиума - Турищева И.В. и Соседова Д.Е., при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Ишмуратова И.И. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " " ... "РУЖО") и начальника " ... " отдела названного учреждения, связанных с порядком расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), по кассационной жалобе представителя по доверенности начальника ФГКУ " " ... "" - П. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2015 года и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Романенко Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, а также выступление представителя начальника ФГКУ " " ... "РУЖО" - Кудрявцева А.А. в поддержание доводов жалобы, президиум
установил:
Ишмуратову, подлежащему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, была рассчитана и предоставлена жилищная субсидия с применением поправочного коэффициента 2,25.
Считая свои права нарушенными, Ишмуратов обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать руководителя жилищного органа произвести перерасчёт жилищной субсидии с учётом поправочного коэффициента 2,375.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июня 2015 года, заявление удовлетворено. На руководителя ФГКУ " " ... "РУЖО" возложена обязанность произвести Ишмуратову перерасчёт жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375. Также судом постановлено взыскать с ФГКУ " " ... "РУЖО" в пользу заявителя судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в окружной военный суд 6 октября 2015 года, представитель П. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений. В обоснование своей просьбы указывает, что заявитель в силу действующего законодательства относился к той категории лиц, которым при расчёте жилищной субсидии подлежал применению поправочный коэффициент 2,25, поскольку на момент её предоставления он не утратил статуса военнослужащего и имел выслугу на военной службе менее 20 календарных лет.
Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 7 декабря 2015 года кассационная жалоба с истребованным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума окружного военного суда.
Начальник " ... " отдела ФГКУ " " ... "РУЖО", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителя не направил и о причинах неявки не сообщил.
Также не явился в заседание суда, надлежащим образом извещённый о времени и месте его проведения, Ишмуратов.
Президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда, руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Как следует из материалов дела, на основании решения врид начальника ФГКУ " " ... "РУЖО" от 19 февраля 2015 года "N" Ишмуратову, подлежащему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, размер жилищной субсидии был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 19 лет 5 месяцев (л.д. 28).
На лицевой счет заявителя денежные средства были зачислены 26 февраля 2015 года (л.д. 24).
Полагая, что при расчёте субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, Ишмуратов обратился в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что по смыслу закона военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применён к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375.
Однако такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
В соответствии с пп. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правил), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учётом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при её общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Ишмуратов в период прохождения военной службы при общей её продолжительности менее 20 лет не вправе был претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Поскольку при рассмотрении дела юридически значимые обстоятельства установлены, однако судами допущена ошибка в толковании норм материального права, изложенное в соответствии со ст. 328 и п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС РФ является основанием для отмены состоявшихся судебных актов и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Ишмуратова.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда,
постановил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2015 года и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июня 2015 года по заявлению Ишмуратова И.И. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ишмуратова И.И. отказать.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.