Постановление Президиума Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 28 декабря 2015 г. по делу N 4Га-191/2015
Президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда в составе: председательствующего - Лисовского С.Д., членов президиума - Турищева И.В., Гордиенко Ю.А. и Соседова Д.Е., при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Бугилина Е.А. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " " ... "РУЖО"), связанных с порядком расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), по кассационной жалобе представителя по доверенности начальника ФГКУ " " ... "РУЖО" - Кудрявцева А.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 28 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Романенко Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выступления представителя начальника ФГКУ " " ... "РУЖО" - Кудрявцева А.А. в поддержание доводов жалобы и представителя заявителя - Индюченко Н.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, президиум
установил:
Бугилину, освобождённому 30 декабря 2011 года от должности командира войсковой части 11111 и зачисленному в распоряжение командира войсковой части 00000, в связи предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям была рассчитана и предоставлена жилищная субсидия без учёта права на дополнительную жилую площадь как командиру воинской части и с применением поправочного коэффициента 2.25.
Считая свои права нарушенными, Бугилин через своего представителя Индюченко Н.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать руководителя ФГКУ " " ... "РУЖО" произвести перерасчёт и доплатить жилищную субсидию с учётом права на дополнительную жилую площадь и с применением поправочного коэффициента 2.375.
По делу привлечены к участию начальник " ... " отдела ФГКУ " " ... "РУЖО" и руководитель Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по " ... "").
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 28 июля 2015 года, заявление Бугилина удовлетворено частично. Суд признал незаконными действия начальника ФГКУ " " ... "РУЖО", связанные с применением поправочного коэффициента 2.25 при расчёте заявителю жилищной субсидии, и обязал руководителя жилищного органа произвести перерасчёт и доплату жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2.375. В удовлетворении остальной части требований Бугилину было отказано. Также судом постановлено взыскать с ФГКУ " " ... "РУЖО" в пользу заявителя судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и услуг представителя, в общей сумме " ... " рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в окружной военный суд 7 декабря 2015 года, представитель Кудрявцев ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в той части, которой требования Бугилина были удовлетворены. В обоснование своей просьбы указывает, что заявитель в силу действующего законодательства относился к той категории лиц, которым при расчёте жилищной субсидии подлежал применению поправочный коэффициент 2.25, поскольку на момент её предоставления он не утратил статуса военнослужащего и имел выслугу на военной службе менее 20 календарных лет.
Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 14 декабря 2015 года кассационная жалоба с истребованным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума окружного военного суда.
Начальник " ... " отдела ФГКУ " " ... "РУЖО" и руководитель ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили и о причинах неявки не сообщили.
Также не явился в заседание суда, надлежащим образом извещённый о времени и месте его проведения, Бугилин, направив в суд своего представителя.
Президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда, руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Как следует из материалов дела, на основании решения врио начальника ФГКУ " " ... "РУЖО" от 31 марта 2015 года "N" Бугилину размер жилищной субсидии был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2.25 исходя из его общей продолжительности военной службы 19 лет 4 месяца 4 дня (л.д. 12-13). 10 апреля 2015 года в связи с выплатой субсидии он был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 50).
Удовлетворяя заявление Бугилина в части возложения на руководителя ФГКУ " " ... "РУЖО" обязанности произвести перерасчёт и доплату жилищной субсидии с применением повышенного поправочного коэффициента, гарнизонный военный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что по смыслу закона военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применён к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2.375.
Однако такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
В соответствии с пп. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правил), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учётом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при её общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2.375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Бугилин в период прохождения военной службы при общей её продолжительности менее 20 лет не вправе был претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2.375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами правильно, президиум считает, что обжалуемые судебные постановления в части признания незаконными действий начальника ФГКУ " " ... "РУЖО", связанных с применением при расчёте заявителю жилищной субсидии поправочного коэффициента 2.25, и возложения на указанное должностное лицо обязанности произвести ему перерасчёт и доплату жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2.375 следует отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования заявителя.
Отказ в удовлетворении заявления согласно ст. 111 КАС РФ является основанием для отказа в возмещении понесённых стороной судебных расходов.
В связи с этим обжалуемые судебные постановления следует отменить и в части взыскания с ФГКУ " " ... "РУЖО" в пользу заявителя понесённых им по делу судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда,
постановил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 28 июля 2015 года по заявлению Бугилина Е.А. в части признания незаконными действий начальника ФГКУ " " ... "РУЖО", связанных с применением при расчёте жилищной субсидии поправочного коэффициента 2.25, и возложения на указанное должностное лицо обязанности произвести заявителю перерасчёт и доплату жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2.375 отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования заявителя.
Эти же судебные постановления в части взыскания в пользу Бугилина Е.А. судебных расходов в сумме " ... " рублей отменить.
В остальном судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.