Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи НЕСТЕРОВОЙ Е.А.,
судей: АВИЛОВОЙ Е.О., КОТЕЛЬНИКОВОЙ Л.П.,
при секретаре Забурунновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. гражданское дело по иску Лосева Т.Ю. к УСЗН Шолоховского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Лосева Т.Ю. на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Лосева Т.Ю. обратилась в суд с иском к УСЗН Шолоховского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации ежемесячной денежной выплат, указав в обоснование иска, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и по настоящее время она является медицинским работником, проживающим в сельской местности. УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области в нарушение положений областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" 17.01.2005г. N274-ЗС меры социальной поддержки Лосева Т.Ю. предоставляются не в полном объеме - без учета членов ее семьи.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Лосева Т.Ю. обратилась в УСЗН Администрации Шолоховского района с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты, предоставляемой в качестве меры социальной поддержки в размере 100% с учетом всех членов семьи.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу в перерасчете было отказано со ссылкой на пп.1 п.1 ст.1 областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. N274-ЗС.
Полагая такой отказ незаконным, истец просила суд обязать УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области произвести ей перерасчет размера компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за оплату жилого помещения и коммунальных услуг как медицинскому работнику с учетом всех членов семьи занимаемой ею общей площади жилого помещения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и по настоящее время.
Лосева Т.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель УСЗН Шолоховского района, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2015г. в удовлетворении исковых требований Лосева Т.Ю. к УСЗН Шолоховского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации ежемесячной денежной выплаты отказано.
В апелляционной жалобе Лосева Т.Ю. просит решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении ее требований.
Апеллянт в жалобе указывает, что ответчик в нарушение требований областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет ей в полном объеме меры социальной поддержки как медицинскому работнику. Ежемесячная выплата предоставляется только на нее, тогда как, по мнению апеллянта, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна производиться с учетом совместно проживающих с медицинским работником членов ее семьи. Апеллянт в жалобе ссылается так же на то, что она писала заявление на получение льгот до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА но ее заявление было утеряно.
УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит, установленных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лосева Т.Ю. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА работала и продолжает работать в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в качестве ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Лосева Т.Ю. и члены ее семьи, на дату ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не получала льготы как медицинский работник, а получала их в соответствии с областным законом от 22.10.2004г. N1750-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" как ветеран труда, что не было ею оспорено в судебном заседании и пришел к выводу о том, что Лосева Т.Ю. не может претендовать на получение соответствующих льгот с учетом членов ее семьи.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В силу статей 1 Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организациях социального обслуживания, работающим и проживающим в сельской местности.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 01.01.2005 г., если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2005 г., при условии дальнейшего совместного проживания.
Согласно, представленных материалов Лосева Т.Ю. обращалась и получала льготы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА как ветеран труда, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Лосева Т.Ю. в УСЗН было подано заявление на предоставление компенсации за телефон как ветерану труда в соответствии с областным законом от 22.10.2004г. N1750-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда".
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Лосева Т.Ю. в УСЗН было подано заявление на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат на ЖКУ как инвалиду ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", в соответствии с которым были назначены льготы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Лосева Т.Ю. в УСЗН было подано заявление на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат на жилищные коммунальные услуги как медицинскому работнику в соответствии с областным закона от 17.01.2005г. N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области. В силу того, что на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ни Лосева Т.Ю. ни члены ее семьи, которые проживали с ней совместно, не пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленными медицинским работникам статьей 63 ранее Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки, то ей правомерно были предоставлены меры социальной поддержки без учета членов семьи.
Лосева Т.Ю. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по день рассмотрения дела является медицинским работником и в соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", проживая и работая в сельской местности, до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. имела право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в УСЗН Администрации Шолоховского района с заявлением о предоставлении ей указанных мер социальной поддержки не обращалась.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление в УСЗН Администрации Шолоховского района она подавала, но оно было утеряно, материалами дела не подтверждается, поэтому не может быть принят во внимание судебной коллегии.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилпо делу юридически значимые обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, правильно применил нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст.328,330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лосева Т.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 08 февраля 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.