Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Москаленко Ю.М.
судей Медведева С.Ф., Усенко Н.В.
при секретаре: Лазаренко П.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева С.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Милютинского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 27 октября 2015г.,
установила:
Прокурор Милютинского района Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации МО "Милютинского района" Ростовской области (далее Администрация Милютинского района Ростовской области) в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации об обязании принять меры, направленные на осуществление контроля за использованием полезных ископаемых (песка), а также меры по сохранению и восстановлению плодородного слоя земли на указанном земельном участке.
В обосновании требований истец указал, что на территории Милютинского сельского поселения имеется карьер, расположенный в ... метрах северо-восточнее от административного здания ...
Карьер расположен на земельном участке с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., относящемся к землям пашен и пастбищ. В Едином государственном реестре прав граждан на недвижимое имущество и сделок с ним, право общей долевой собственности на этот земельный участок зарегистрировано за гражданами, Милютинским сельским поселением и ...
Проверкой, проводимой прокуратурой района выявлены факты незаконной добычи и вывоза полезных ископаемых (песка) с территории указанного карьера. Право собственности на карьер ни за кем не зарегистрировано и специальное разрешения (лицензии) на добычу песка никто из физических, юридических лиц не имеет.
С учетом уточненных исковых требований, прокурор, ссылаясь на положения ФЗ "О недрах", ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, просил суд признать бездействие органа муниципального земельного контроля Администрации МО "Милютинский район" в части непринятия мер по осуществлению контроля за использованием собственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале ... , в части соблюдения ими требований земельного законодательства при его использовании, непринятии мер к собственникам земельного участка по сохранению и восстановлению плодородного слоя земли, незаконным. Обязать органы муниципального земельного контроля администрации МО "Милютинский район" принять меры по осуществлению муниципального земельного контроля на территории указанного земельного участка в части проведения контрольных мероприятий за соблюдением собственниками земельного участка, требований земельного законодательства, направленные на недопущение незаконного использования указанного земельного участка собственниками и лицами, не являющимися собственниками, в целях добычи полезных ископаемых, принятия мер к собственникам или лицам, незаконно использующим земельный участок для добычи полезных ископаемых по восстановлению и сохранению плодородного слоя земли путем ее рекультивации, обеспечения безопасности людей на указанном земельном участке.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 27 октября 2015г. исковые требования прокурора Милютинского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Милютинского района Ростовской области просит решение Морозовского районного суда Ростовской области от 27 октября 2015г. отменить, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указывает, что границы МО "Милютинское сельское поселение" установлены п. 3 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 14 декабря 2004г. N 223-ЗС "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования "Милютинский район" и муниципальных образований в его составе". Добыча песка производится на земельному участке, находящимся в границах МО "Милютинское сельское поселение", таким образом, территория Милютинского сельского поселения не ограничивается границами входящих в него населенных пунктов, что, по мнению автора апелляционной жалобы, свидетельствует о неправомерности возложения обязанности муниципального земельного контроля на Администрацию Милютинского района Ростовской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Милютинского района просит решение Морозовского районного суда Ростовской области от 27 октября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Милютинского района Ростовской области, без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации Милютинского района Ростовской области Приходько А.И. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указывая на то, что Администрация Милютинского района Ростовской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Золотых В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание Администрация МО "Милютинского сельского поселения" не направила своего представителя при её надлежащем уведомлении о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся участников процесса, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами на территории Милютинского сельского поселения имеется карьер, расположенный в ... метрах северо-восточнее от административного здания ...
Карьер расположен на земельном участке с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., относящимся к землям пашен и пастбищ.
В Едином государственном реестре прав граждан на недвижимое имущество и сделок с ним право общей долевой собственности на этот земельный участок зарегистрировано за гражданами, Милютинским сельским поселением и ... Карьер расположен за пределами населенного пункта ... , относящегося к границам Милютинского сельского поселения.
Проверкой, проводимой прокуратурой района выявлены факты незаконной добычи и вывоза полезных ископаемых (песка) с территории указанного карьера. Специального разрешения (лицензии) на добычу песка в указанном карьере не выдавалось.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что полномочия по муниципальному земельному контролю администрацией МО "Милютинский район" в границах муниципального образования осуществлялись ненадлежащим образом, что стало причиной незаконного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения юридическими лицами и гражданами для добычи полезных ископаемых, без соблюдения требований безопасности жизни и здоровью людей, предусмотренных Единым правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом утвержденных Госгортехнадзором Российской Федерации 21 июля 1992г. и положений ФЗ "О недрах".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности исковых требований прокурора исходя из следующего.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Частями 3 и 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из анализа указанных положений закона следует, что вопросы осуществления муниципального земельного контроля за земельным участком, расположенном на территории на территории Милютинского сельского поселения за пределами населенного пункта ... , отнесены к ведению Администрации Милютинского района Ростовской области.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК Российской Федерации, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Морозовского районного суда Ростовской области от 27 октября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Милютинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.