Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Катасоновой С.В., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2016 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе Курилкиной Т.И. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 18 сентября 2015г. по делу по иску Курилкиной Т.И. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Государственному бюджетному учреждению "Отдел социальной защиты населения Комаричского района Брянской области" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Курилкина Т.И. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что по достижении пенсионного возраста по старости обратилась в ГБУ "Отдел социальной защиты населения Комаричского района" Брянской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", на основании стажа работы, который составляет более 35 лет и ведомственной награды значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России". Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Ссылаясь на требования Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", истец, с учетом уточнений, просила суд признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Советского районного суда г.Брянска от 18 сентября 2015 года исковые требования Курилкиной Т.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Курилкина Т.И. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не установлены понятие "ведомственный знак отличия в труде", а также перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", равно как и понятие "ведомство", в связи с чем, применение термина "ведомство" исключительно к органам государственной власти, на что указывает суд первой инстанции и ответчик, не основано на законе и противоречит главной цели принятия Федерального закона "О ветеранах". При этом ссылается на то, что до июня 2008 года Министерством труда РФ, являющимся отраслевым федеральным органом исполнительной власти, значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации" рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания "Ветеран труда".
На доводы апелляционной жалобы принесены возражения представителем Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Костромовой Е.В., которая просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, ГБУ "Отдел социальной защиты населения Комаричского района Брянской области" не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения Курилкиной Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Курилкина Т.И. с "дата" работала в Северодвинском гормолзаводе; с "дата" - в Северном машиностроительном предприятии, которое на основании Приказа МСП N0289 от 26.07.1985 года переименовано в производственное объединение Северное машиностроительное предприятие; с "дата" работала в Комаричском райпо; с "дата" и по настоящее время работает в Комаричском ПосПо.
С "дата" истцу года назначена трудовая пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением N от "дата".
Постановлением Президиума Совета Центрального союза потребительских обществ Центросоюза РФ от "дата" N "О награждении работников потребительской кооперации Брянской области" Курилкина Т.И. награждена знаком отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации".
По вопросу присвоения статуса "Ветеран труда", истец обратилась в Департамент социальной и демографической политики Брянской области.
Приказом Департамента от "дата" N Курилкиной Т.И. отказано в присвоении статуса "Ветеран труда" по тем основаниям, что почетные
звания, значки и грамоты, награды, выданные некоммерческими
организациями, не могут служить основанием для установления статуса
"Ветеран труда".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для присвоения истцу статуса "Ветеран труда", поскольку знак отличия, которым награждена истец, не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичное требование для присвоения звания "Ветеран труда" содержится и в Постановлении администрации Брянской области от 01.04.2005 N143 об утверждении Положения о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда". Согласно указанному Положению статус "Ветеран труда" устанавливается, в том числе, лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Указанные лица, претендующие на установление статуса "Ветеран труда", подают в органы социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, из совокупного толкования указанных норм Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" следует, что основанием для выдачи удостоверения "Ветеран труда" являются не любые почетные звания, знаки, значки, грамоты, благодарности, а лишь те награды, которые выданы от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 19.06.1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", потребительской кооперацией является система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, а согласно его преамбуле Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию РФ.
Под Центральным союзом потребительских обществ России понимается добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова "Россия" и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг, при этом решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов - потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза - потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов.
Союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора (ч.1 ст.31 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации").
Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 636 от 21 мая 2012 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства, федеральные агентства и федеральные службы. При этом Центральный союз потребительских обществ России не включен в структуру федеральных органов государственной власти.
Таким образом, Центральный союз потребительских обществ РФ является некоммерческой организацией, которая не входит в систему органов государственной власти; сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Следовательно, знак отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации", которым награждена Курилкина Т.И. на основании постановления Центрального союза потребительских обществ, не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в силу ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, такие доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.В. Катасонова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.