Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.,
судей областного суда Шкобенёвой Г.В.,
Гоменок З.И.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. 19 января 2016 года административное дело по апелляционному представлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области на определение Фокинского районного суда г. Брянска от 11 ноября 2015 года по заявлению прокурора Брянской области к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании незаконными действия Управления имущественных отношений Брянской области по формированию и постановке на государственный учет земельных участков и обязании принять меры к расторжению договоров,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Брянской области обратился с указанным заявлением, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что решением коллегии при Главе администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О новом генеральном плане и проекте городской черты г. Брянска" утвержден Генеральный план города Брянска. Срок его действия установлен постановлением администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N, на период до 2015 года. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, срок действия генерального плана города Брянска продлен до утверждения нового генерального плана муниципального образования в установленном порядке.
Учитывая, что срок действия генерального плана города Брянска продлен, данный документ территориального планирования в настоящее время является действующим.
В соответствии с Генеральным планом города Брянска 1994 года, кадастровый квартал N относится к рекреационной зоне (парки, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги). Следовательно, все входящие в кадастровый квартал спорные земельные участки также относятся к рекреационной зоне.
В настоящее время в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты";установлена зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ). Управлением имущественных отношений Брянской области приняты меры к получению свидетельств о государственной регистрации права, внесению записи в Едином государственном реестре прав на неустановлена зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ).
Управлением имущественных отношений Брянской области приняты меры к получению свидетельств о государственной регистрации права, внесению записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по вышеуказанным земельным участкам и заключению договоров купли-продажи и договоров аренды с физическими лицами.
Решением исполнительного комитета Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 1979 года N 309 утверждены границы и площади участков городского леса. Городские леса состоят из 15 обособленных участков, в число которых входит урочище "Снежка", площадью "данные изъяты", расположенное в "адрес". При этом согласно выводам отдела муниципального контроля Брянской городской администрации, вышеуказанные земельные участки, расположенные на территории кадастрового квартала N, сформированы на территории городских лесов урочища "Снежка".
Проверкой установлено, что на части участков проведена рубка насаждений, ведется строительство индивидуальных жилых домов.
Использование земельных участков не по целевому назначению нарушают права, свободы и законные интересы неограниченного круга лиц по свободному и беспрепятственному пользованию территорией общего пользования, а также право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Прокурор Брянской области просил суд признать незаконными действия Управления имущественных отношений Брянской области по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами, общей площадью N, расположенных по адресу: "адрес", с разрешенным видом использования - ЖЗ и передачи прав на указанные участки гражданам, обязать Управление имущественных отношений Брянской области принять меры к расторжению вышеуказанных договоров.
Определением Фокинского районного суда г. Брянска от 11 ноября 2015 года производство по административному иску прокурора Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действия Управления имущественных отношений Брянской области по формированию и постановке на государственный учет земельных участков и обязании принять меры к расторжению договоров, прекращено.
В апелляционном представлении прокурор Брянской области просит определение Фокинского районного суда от 11 ноября 2015 года отменить и разрешить вопрос по существу. Полагает, что суд необоснованно, в нарушение процессуальных норм рассмотрел исковое заявление, поданное прокурором в порядке гражданского судопроизводства, в порядке административного производства.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя прокуратуры Брянской области ПНА, представителя Управления имущественных отношений Брянской области ММЮ, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено что, прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил признать незаконными действия Управления имущественных отношений Брянской области по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами, общей площадью N, расположенных по адресу: "адрес", с разрешенным видом использования - ЖЗ и передачи прав на указанные участки гражданами, обязать Управление имущественных отношений Брянской области принять меры к расторжению вышеуказанных договоров.
В обоснование требований прокурор указал, что данными действиями нарушаются права неоправленного круга лиц, имеющих право по свободному и беспрепятственному пользованию территорией общего пользования, а также имеющих право на благоприятную окружающую среду.
Как установлено судом по настоящему делу, Управлением имущественных отношений Брянской области приняты меры к получению свидетельств о государственной регистрации права, внесению записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по вышеуказанным земельным участкам и заключению:
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ПСИ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ПАВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ПМВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КПГ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КАВ и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от КАВ к ЕОВ по доверенности ЗВГ и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от ЕОВ по доверенности ЗВГ к ШЕС;
-договора N купли продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КАВ;
-договора передачи в собственность земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КОА, КДВ, КАВ КЕВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КВП
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КОВ, и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от КОВ к ЕТВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ИОС;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ПТН, и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от ПТП к ЕТВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и НТА;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и КАД в лице ФМВ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ШОВ, дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от ШОВ к КТВ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ШОВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ЧИА;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и СНД;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ЛАС, и дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ОИП;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ОТА;
-договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и САА;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ДИВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ИНН;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ВЮЮ, ВТН;
-договора N купли продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ШАВ;
-договора N купли продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и САВ;
-договора N купли продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ДИА;
-договора N купли продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и АЮА;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и САВ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ЛТМ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и АЕЕ;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и САИ, договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от САИ к ЯАА;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ССН;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ГАС;
-договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управления имущественных отношений Брянской области и СНД, и договора об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от СНД к ЕГВ;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ПНС;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и ГАС;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и СЕА;
-договора N купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Брянской области и СНД
В данных договорах Управление имущественных отношений Брянской области выступало субъектом гражданско-правовых отношений, стороной гражданско-правового договора.
Субъектами данных отношений являются собственники вышеуказанных земельных участков.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации в установленном законом порядке правомочий собственника.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей признаются сделками.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по настоящему делу следствием оспариваемого прокурора действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, с разрешенным видом использования - Ж3 и передачи прав на указанные земельные участки гражданам является расторжение вышеуказанных договоров.
При этом, требования прокурора основаны на нормах гражданского, а не административного законодательства.
Суд пришел к правильному выводу о том, что исходя из характера возникших правоотношений и содержания, представленных заявителем документов усматривается наличие спора, основанного на нормах гражданского законодательства, который подлежит рассмотрению и разрешению в ином порядке, а не в порядке, предусмотренном нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Однако, прекращая производство по административному делу, судом не принято во внимание, что первоначально прокурор обратился с исковым заявлением, соответствующим требованиям гражданского судопроизводства, поданным им в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не в порядке главы 25 указанного кодекса, так как исходя из характера возникших правоотношений и содержания, представленных документов, усматривается наличие спора о праве.
В связи с введением в действие 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению данного дела в порядке административного судопроизводства.
С учетом изложенного в настоящем деле имеет место спор о праве, основанный на нормах гражданского законодательства, а следовательно, требования прокурора не подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном административным судопроизводством.
Суду надлежало предложить прокурору указать в рамках заявленных требований, что затрагиваются интересы третьих лиц - собственников и арендаторов спорных земельных участков и разрешить вопрос о привлечении их к участию в деле.
Кроме того, в определении Фокинского районного суда города Брянска от 11 ноября 2015 года указана ссылка на часть 1 пункта 5 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как на основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения. При этом суд обжалуемым определением прекратил производство по административному делу.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение Фокинского районного суда г. Брянска нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а дело рассмотрению в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Фокинского районного суда г. Брянска от 11 ноября 2015 года отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи областного суда Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.