Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. на решение судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 26.11.2015 года, которым жалоба заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 20.07.2015 года N 08-74-178-И-1 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - оставлена без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении N 08-74-178-И-1 от 20.07.2015 года, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - оставлено без изменения.
УСТАНОВИЛ:
В жалобе заместитель директора ООО "Дедал" Мачаров С.К. просит отменить решение судьи первой инстанции, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, указав, что при рассмотрении дела судьей первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Сочинский межрайонный природоохранный прокурор не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении телеграмм, в связи с чем судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует, что проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 08.06.2015 года проверкой установлено, что ООО "Дедал" на основании договора аренды от 03.03.1998 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " расположенного в границах Сочинского национального парка. Данный участок предоставлен для культурно-оздоровительных целей, организации кемпинга. На вышеназванном земельном участке ООО "Дедал" осуществляется эксплуатация гостиничного комплекса, а также пункта общественного питания " " ... "". В процессе осуществления деятельности ООО "Дедал" образуются отходы 4-5 класса опасности ("отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие") (ФККО 73610002724) - 4 класс опасности, "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (ФККО 73310001724) - 4 класс опасности, "пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные" (ФККО 73610001305) - 5 класс опасности и другие отходы производства и потребления). Образование на предприятии отходов производства и потребления также подтверждается расчетами платы за НВОС за 1-4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года.
По факту выявленных нарушений, постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 08-74-178-И-1 от 20.07.2015 года должностное лицо - заместитель директора ООО "Дедал" Мачаров С.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заместителем директора ООО "Дедал" Мачаровым С.К. подана жалоба в суд.
Решением судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 18.08.2015 года вышеуказанное постановление по жалобе заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24.09.2015 года жалоба старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея удовлетворена, решение Адлерского районного суда г.Сочи от 18.08.2015 года отменено, дело возвращено в тот же районный суд на новое рассмотрение по существу.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ст.67 вышеуказанного Федерального закона, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 73 ФЗ N7-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу п.п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ. На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года N712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
Вместе с тем, судом первой инстанции при рассмотрении административного материала установлено, что паспорта опасных отходов, а также свидетельства, подтверждающие класс опасности отходов для окружающей среды в ООО "Дедал" отсутствуют.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Однако, ООО "Дедал" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не сдана.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим липам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Вместе с тем, судом установлено, что ООО "Дедал" учет в области обращения с отходами не ведется.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Однако, в ходе проверки установлено, что ООО "Дедал" свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV класса опасности в материалы административного дела не представлены.
Приказом N 05-О от 12.01.2015 года ответственным за соблюдение природоохранного законодательства в ООО "Дедал" назначен заместитель директора Мачаров С.К.
Исходя из вышеизложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что являясь лицом, которое по приказу является уполномоченным на ведение работ с соблюдением экологических требований, заместитель директора ООО "Дедал" Мачаров С.К. не принимает мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства.
Доводы представителя ООО "Дедал" о том, что во время проведения проверки у общества не были истребованы необходимые документы, не нашли своего подтверждения.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 26.11.2015 года, которым постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 08-74-178-И-1 от 20.07.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. - оставлено без изменения, жалоба заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. - без удовлетворения.
Действия заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 26.11.2015 года - оставить без изменения, а жалобу заместителя директора ООО "Дедал" Мачарова С.К. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.