Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО "Дедал" Мачаровой М.В. на решение судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 26.11.2015 года, которым жалоба ООО "Дедал" на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 20.07.2015 года N 08-74-182-И-1 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ - оставлена без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении N 08-74-182-И-1 от 20.07.2015 года, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - оставлено без изменения.
УСТАНОВИЛ:
В жалобе директор ООО "Дедал" Мачарова М.В. просит отменить решение судьи первой инстанции, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, указав, что при рассмотрении дела судьей первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ООО "Дедал" Мачарова С.К., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Сочинский межрайонный природоохранный прокурор не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении телеграмм, в связи с чем судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует, что проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 08.06.2015 года проверкой установлено, что ООО "Дедал" на основании договора аренды от 03.03.1998 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " расположенного в границах Сочинского национального парка. Данный участок предоставлен для культурно-оздоровительных целей, организации кемпинга. На вышеназванном земельном участке ООО "Дедал" осуществляется эксплуатация гостиничного комплекса, а также пункта общественного питания " " ... "". ООО "Дедал" эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (вытяжки, кухни, мангал), что подтверждается расчетами платы за НВОС за 1 кв. 2015 года и другими материалами дела об административном правонарушении.
По факту выявленных нарушений, постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 08-74-182-И-1 от 20.07.2015 года ООО "Дедал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, директором ООО "Дедал" Мачаровой М.В. подана жалоба в суд.
Решением судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 18.08.2015 года вышеуказанное постановление по жалобе ООО "Дедал" отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24.09.2015 года жалоба старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея удовлетворена, решение Адлерского районного суда г.Сочи от 18.08.2015 года отменено, дело возвращено в тот же районный суд на новое рассмотрение по существу.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ст.67 вышеуказанного Федерального закона, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 73 ФЗ N7-ФЗ).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 года "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
На основании ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 1 ст. 14 ФЗ N 96).
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 5 ст. 14 ФЗ N 96).
Согласно положений, изложенных в "Методические пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 24.12.2004 года), нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия, или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
При новом рассмотрении административного материала, судом первой инстанции установлено, что ООО "Дедал" является арендатором земельного участка, расположенного в границах Сочинского национального парка, предоставленного для культурно-оздоровительных целей, организации кемпинга. На данном земельном участке ООО "Дедал" осуществляется эксплуатация гостиничного комплекса, а также пункта общественного питания " " ... "", в связи с чем общество эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (вытяжки, кухни, мангал). Вместе с тем, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ ООО "Дедал" не проведена, проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует, согласованные в установленном законом порядке нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработаны, что подтверждает не принятие мер ООО "Дедал" по исполнению требований федерального природоохранного законодательства.
Доводы представителя ООО "Дедал" о том, что во время проведения проверки у общества не были истребованы необходимые документы, не нашли своего подтверждения.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 26.11.2015 года, которым постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 08-74-182-И-1 от 20.07.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО "Дедал" - оставлено без изменения, жалоба ООО "Дедал" - без удовлетворения.
Действия ООО "Дедал" правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы директора ООО "Дедал" Мачаровой М.В. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 26.11.2015 года - оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Дедал" Мачаровой М.В. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.