Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре Б.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Тупикина Г.Н. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 29 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тупикин Г.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края о признании права на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,5 для лиц, проходивших военную службу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующим законодательством РФ, о признании права на получение пенсии с учетом повышения на 50% должностного оклада в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ". Также просил обязать ответчика произвести перерасчет начисляемой пенсии с учетом повышения на 50 % должностного оклада и повышающего районного коэффициента для лиц, проходивших военную службу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
В обоснование требований сослался на то, что должности, им занимаемые на атомной подводной лодке в период прохождения военной службы на Крайнем Севере, непосредственно были связаны с эксплуатацией атомной энергетической установки подводной лодки, что подтверждается письмом начальника отделения кадров войсковой части N " ... " N " ... " от 05.11.2014г. Полагает, что обязанности, которые он исполнял в период службы подпадают под список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
В судебном заседании представитель истца Довгаль А.К., действующий на основании доверенности, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Краснодарского края Высоковский Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 29 июня 2015г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе истец Тупикин Г.Н., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым признать за ним право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,5 для лиц, проходивших военную службу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера в соответствии с действующим законодательством РФ.
В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения суд не в полной мере исследовал представленные доказательства, в том числе не исследовал личное дело истца, не истребовал письменные доказательства и карты доз облучения, а также не принял во внимание ответ войсковой части N " ... " от 05.11.2014 года N " ... " о том, что в период с 12.10.1987 года по 31.12.1997г. истец проходил службу непосредственно со специализированными атомными энергетическими установками и был занят на работах, связанных с обращением с ядерным топливом и радиоактивными отходами, в связи с чем указанный период времени должен засчитываться в выслугу лет один месяц за два в соответствии с нормами постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г.
По мнению истца, суд также не принял во внимание, что обязанности, которые он исполнял в период службы, подпадают под Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях /работа под водой, управление атомным реактором/ и является основанием для снижения стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера с 15 лет до 6 лет 8 месяцев.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Высоковский Д.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца, просил решение суда оставить без изменения.
Истец Тупикин Г.Н. и его представитель Довгаль А.К., извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившегося истца Тупикина Г.Н. и его представителя Довгаль А.К., поскольку они были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и их семей регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст.48 указанного закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 указанного Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия /включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона/ была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом /включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона/, исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Норма, содержащаяся в части второй ст.48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", была введена в действие с 1 января 1997 года /ст.3 Федерального закона от 28.11.1995г. N 186-ФЗ/ и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена. Часть 3 ст.48 вступила в силу с 1 января 2003 года.
Как следует из материалов дела, Тупикин Г.Н. был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации приказом Командующего Тихоокеанским Флотом от 05.06.1998 года с должности командира группы дистанционного управления дивизиона движения элетромеханической боевой части " ... " экипажа " ... " лодки / " ... "
Согласно письму Военного Комиссариата от 01.02.2013г. за N " ... ", содержащее ответ на обращение Тупикина Г.Н., в результате проверки пенсионного /личного/ дела истца было установлено, что на день увольнения со службы выслуга лет составила: календарная - 16 лет 03 месяца 15 дней; льготная - 11 лет 01 месяц 22 дня; общая - 27 лет 05 месяцев 07 дней
Таким образом, выслуга лет Тупикина Г.Н. в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет - 11 лет 1 месяца 9 дней.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" с 16.11.1998 года военным комиссариатом Краснодарского края /на территории которого районный коэффициент не установлен/ ему назначена и выплачивается пенсия от Минобороны России.
Перерасчет пенсии в соответствии с ч.1 ст.48 Закона, предусматривающей повышение размера пенсии на районные коэффициенты, пенсионерам из числа лиц офицерского состава на период проживания их в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, Тупикину Г.Н. не производился, так как после увольнения в запас он в таких районах не проживал.
Учитывая изложенное, судом сделан обоснованный вывод, что оснований для перерасчета пенсии истцу с учетом районного коэффициента не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. /в редакции от 30 декабря 2001 г./ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, не распространяется.
Так, согласно ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
В соответствии с ч.2 ст.1 того же Закона установленные им государственные гарантии и компенсации предоставляются, в частности, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации, в случаях, предусмотренных указанным Законом. Однако в ч.1 ст.31 Закона ссылка на распространение её норм на военнослужащих отсутствует.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными и доводы истца о признании его право на пенсию, рассчитанную в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", так как право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом, возникает при наличии двух условий одновременно: участие в деятельности, указанной в Перечне видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации; вхождение организаций и воинских частей в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности, участие в которой и дает право на получение социальной поддержки /п.п. "г" и "д" п. 3 Указа/.
В соответствии с требованиями п.п. "д" п. 3 Указа, Правительством РФ был утвержден закрытый Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, в который включены действующие организации и воинские части, входящие в состав ядерный оружейный комплекс /в военный комиссариат Перечень не доводился/.
Согласно письму от 25.12.2014 года N " ... " 12 Главного управления Минобороны России / " ... "/, осуществляющему руководство воинскими частями и организациями Минобороны России, входящими в ядерный оружейный комплекс, - " ... " экипаж " ... " лодки " ... " флотилии подводных лодок " ... ", из которой был уволен с военной службы Тупикин Г.Н., в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации не входит.
На основании изложенного, учитывая, что истцом не представлено доказательств того, что войсковая часть - " ... " экипаж " ... " лодки - входила в состав " ... " России; суд правомерно сделал вывод, что оснований для перерасчета пенсии из увеличенного должностного оклада в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 у Тупикина Г.Н. не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 29 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Тупикина Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.