Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Смирнова Е.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Шумилиной А.И.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Юматовой А.О. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 29 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор " ... " города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации города Сочи об обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи, расположенного по адресу: " ... ".
В обоснование доводов указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о физической культуре и спорте, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению содержания здания МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи, а именно не созданы условия, гарантирующие доступ в МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи для маломобильных групп граждан.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 29 июля 2015 года исковые требования прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Суд возложил обязанность на администрацию г. Сочи осуществить в срок до " ... " мероприятия по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи по адресу: " ... ": разместить информацию о назначении помещения на высоте 1,3 до 1,4 м с дублированием рельефными знаками; обеспечить путь движения инвалидов информацией (контрастно, тактильно, шрифтом Брайля); оборудовать внутреннюю (межэтажную) лестницу поручнями с обеих сторон; обеспечить горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с нетравмирующим окончанием, тактильные указания на поручнях лестниц; установить тактильный напольный указатель за 60 см перед лестницей вверху и внизу, краевые ступени выделить контрастно по ширине ступени; выделить край ванны бассейна по всему периметру полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки; оборудовать санитарно-гигиеническое помещение, доступное для инвалидов; обустроить душевые кабины для инвалидов из расчета - одна душевая сетка на трех занимающихся инвалидов, но не менее одной; обеспечить комплексными системами средств информации и сигнализации об опасности, размещаемыми в помещениях и на путях движения инвалидов, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги; разместить информацию о назначении помещения (кабинетов, раздевалок, душевых, туалетов), которая должна быть рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,3 до 1,4 м с дублированием рельефными знаками.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города Сочи по доверенности Юматова А.О. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить судебный акт, полагая его вынесенным незаконно и необоснованно, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор " ... " г. Сочи " Ф.И.О. "1 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В письменном возражении на апелляционную жалобу руководитель управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в " ... " города-курорта Сочи (далее - УСЗН) " Ф.И.О. "2 возражал против удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, и указал, что с момента составления паспорта доступности для инвалидов общественного здания МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи администрацией г. Сочи необходимые мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных групп населения в соответствии с рекомендациями УСЗН не приняты. Неосуществление администрацией г. Сочи действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи по адресу: " ... ", являющемуся объектом социальной инфраструктуры, нарушает права неопределенного круга лиц как инвалидов, которые получили этот статус, так и тех граждан, которые могут получить этот статус в будущем.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Стукова Д.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит решение суда подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод неопределенного круга лиц.
Как установлено, проведенной прокуратурой " ... " города Сочи с привлечением специалистов УСЗН проверкой деятельности МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи по адресу: " ... " выявлены нарушения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от " ... " N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением " Ф.И.О. "1 от " ... " N 192 (далее - Положение).
Согласно Положению, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе объекты и учреждения образования и науки.
Как верно указано судом первой инстанции, требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения, содержатся в Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Минрегиона России от " ... " N 605.
Согласно статье 4 Закона Краснодарского края от " ... " N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, в том числе следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках; специальными предупреждающими указателями на пути движения; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
В силу статьи 17 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
Как установлено, занимаемое МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи здание по адресу: " ... " является объектом социальной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что занимаемое МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи помещение по адресу: " ... " не соответствует требованиям законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, что подтверждается паспортом доступности для инвалидов общественного здания от " ... ", составленным специалистом-экспертом УСЗН в " ... " г. Сочи, а именно: отсутствует информация о назначении помещения на высоте 1,3 до 1,4 м с дублированием рельефными знаками; не обеспечен информацией путь движения инвалидов (контрастно, тактильно, шрифтом Брайля); не оборудована внутренняя (межэтажная) лестница поручнями с обеих сторон; отсутствует горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием, отсутствуют тактильные указания на поручнях лестниц; отсутствует тактильный напольный указатель за 60 см перед лестницей вверху и внизу, краевые ступени не выделены контрастно по ширине ступени; не выделен край ванны бассейна по всему периметру полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки; отсутствует санитарно-гигиеническое помещение, доступное для инвалидов; отсутствуют душевые кабины для инвалидов; отсутствуют комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях и на путях движения инвалидов, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги; отсутствует информация о назначении помещения (кабинетов, раздевалок, душевых, туалетов), которая должна быть рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,3 до 1,4 м с дублированием рельефными знаками.
На основании Закона Краснодарского края от " ... " N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. На территории муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация г. Сочи.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергалось сторонами, собственником занимаемого МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи здания по адресу: " ... " является муниципальное образование город-курорт Сочи. МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи указанным имуществом владеет на праве оперативного управления.
Кроме того, согласно пункту " ... ". Устава МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи, учредителем МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи является администрация города Сочи.
Учитывая вышеизложенное, обязанность по финансированию создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в задние МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи лежит на администрации г. Сочи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора " ... " города Сочи, поскольку непринятие администрацией города Сочи, как учредителем образовательного учреждения, мер, направленных на финансирование мероприятий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - МОБУ ДОД ДЮСШ N " ... " г. Сочи, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, которые получили уже этот статус, и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах, так и тех, кто зарегистрируется в будущем.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что ссылка на СНиП 35-01-2001 является неправомерной, поскольку данные нормы и правила применяются только при новом проектировании и реконструкции общественных зданий и не распространяются на ранее возведенные здания и сооружения, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Положениями статьи 15 Федерального закона от " ... " N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующими вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
Согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в связи с отсутствием средств в бюджете на эти цели не может служить основанием к отмене решения, поскольку не влияет на правильность выводов суда; данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства и не может быть поставлено в зависимость от отсутствия или недостаточности средств бюджетного финансирования.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, то есть оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности Юматовой А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.