Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "5
судей " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "13
по докладу судьи краевого суда " Ф.И.О. "11
при секретаре " Ф.И.О. "7,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления пенсионного фонда РФ в " ... " на решение Адлерского районного суда " ... " от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "8 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в " ... " о признании за ней с " ... " права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от " ... " "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до " ... ") и обязании ГУ -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в " ... " назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с " ... ", с момента первоначального обращения, включив в специальный стаж периоды трудовой (лечебной) деятельности.
Требования обоснованы тем, что Управление Пенсионного фонда РФ в " ... " необоснованно отказала ей в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что наименование должностей и учреждений не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... " и Постановлением Правительства РФ " ... " от " ... " (протокол " ... ").
Однако, истица считает, что на момент обращения в пенсионный орган имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " ... "-ФЭ от " ... " "О трудовых пенсиях в РФ".
Представитель ответчика с предъявленным иском не согласился и просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Обжалуемым решением суда иск удовлетворен в полном объеме, при этом, решение комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в " ... " от " ... " признано незаконным с обязанием ответчика включить в специальный стаж периоды трудовой (лечебной) деятельности истицы: с " ... " по " ... " в должности медсестры деткомбината " ... "", с " ... " по " ... " в должности медсестры " ... " (мастер производственного обучения) Адлерской центральной больницы " ... ", с " ... " по " ... " в должности медсестры, старшей медсестры, " ... "", с " ... " по " ... " в должности главной " ... " с " ... " по " ... " в должности медсестры приемного отделения " ... " с " ... " по " ... " в должности главной медсестры " ... " с назначением ей досрочной трудовой пенсии.
В апелляционной жалобе представитель Управления пенсионного фонда РФ в " ... " просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, т.к. санатории являются санаториями смешанного типа, то есть для лечения нескольких заболеваний, таковые данным Списком не предусмотрены.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель " Ф.И.О. "8 по доверенности " Ф.И.О. "9 просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель УПФ РФ ГУ в " ... " и " Ф.И.О. "8 извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, в возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В рамках действующего Закона о страховых пенсиях N 400-ФЗ Правительством РФ издано Постановление от " ... " " ... " "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 данного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с " ... " по " ... " включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением " Ф.И.О. "1 от " ... " N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с " ... " по " ... " включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению " Ф.И.О. "2 от " ... " N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до " ... "
При отнесении должности к врачебному или среднему медицинскому персоналу, а учреждения к числу лечебно-профилактических применяются Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от " ... " " ... ", и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от " ... " " ... " (далее - Номенклатура).
Из материалов дела следует, что истице было отказано в назначении пенсии, поскольку из специального стажа трудовой деятельности истицы были исключены следующие периоды работы: с " ... " по " ... " в должности медсестры деткомбината совхоза "Южные культуры", так как наименование организации не предусмотрено Списком от " ... " " ... ", с " ... " по " ... " в должности медсестры поликлиники на Адлерском УПК (мастер производственного обучения) Адлерской центральной больницы " ... ", так как организацией не были представлены дополнительные документы, подтверждающие факт льготной работы, с " ... " по " ... " в должности медсестры, старшей медсестры, главной медсестры пансионата "Изумруд", -с " ... " по " ... " в должности главной медсестры ООО "Санаторий " Ф.И.О. "3", с " ... " по " ... " в должности медсестры приемного отделения ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс", с " ... " по " ... " в должности главной медсестры некоммерческого партнерства "Санаторий "Ставрополье" - на основании Списков от " ... " " ... " и от " ... " " ... ", в соответствии с которыми предусмотрены санатории (курорты) конкретного профиля, работы в которых на соответствующих должностях засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Из представленных Уставов усматривается, что санатории являются санаториями смешанного типа, то есть для лечения нескольких заболеваний, таковые данными Списками не предусмотрены, с " ... " по " ... " в должности главной медсестры некоммерческого партнерства "Санаторий "Ставрополье" на основании ст. 13 Федерального закона от " ... " " ... "-ФЭ "О трудовых пенсиях в РФ", п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от " ... " " ... "; подп. 5 п. 2 ст. 11 ФЗ от " ... " N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", так как организацией не представлены индивидуальные сведения.
Между тем, в вышеприведенных Списках предусмотрены должности медсестры, старшей медсестры, главной медсестры, в пункте 9 указаны поликлиники всех наименований, в пункте " ... " - санатории (курорты) конкретного профиля.
Таки образом, законодательство РФ о трудовых пенсиях предусматривало досрочное назначение трудовой пенсии медсестре, старшей медсестре, главной медсестре, проработавшей в санаториях (курортах) и поликлиниках всех наименований.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в пункте 10 Постановления от " ... " " ... " "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ истец " Ф.И.О. "10 и ее Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ).
При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
При таких обстоятельствах, сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 10 - 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от " ... " " ... ", вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ " ... " от " ... ", и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Поскольку термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всеми субъектам здравоохранения, в том числе, и к коммерческим организациям здравоохранения, и к организация здравоохранения смешанного типа, таких как санатории, целью деятельности которых является лечебная или иная работа по охране здоровья населения, суд правильно посчитал, что требования истицы подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным, т.к. оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, т.к. в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адлерского районного суда " ... " от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления пенсионного фонда РФ в " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.