Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре Б
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - " ... " Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края Пучкина А.В. на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 18 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барилов Ю.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /государственному учреждению/ в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.02.2015 года N 220 в части исключения из специального трудового стажа периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 04.07.1988 г. по 12.04.1991 г. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что оспариваемый период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 04.07.1988 года по 12.04.1991 года /02 года 09 мес. 09 дней/ подлежит включению в его трудовой стаж в соответствии с постановлением Совета Министров СССР N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Указал, что на момент обращения в УПФ РФ, им выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии - 23 года 03 месяца 02 дня, на основании чего период службы в армии подлежит включению в специальный стаж.
В судебном заседании суда первой инстанции Барилов Ю.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в Красноармейском районе Краснодарского края по доверенности Бабич И.А. просила в удовлетворении исковых требований Барилова Ю.В. отказать.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 18 августа 2015 года исковое заявление Барилова Ю.В. удовлетворено. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края возложена обязанность по включению в специальный стаж работы Барилова Ю.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ период с 04.07.1988 г. по 12.04.1991 г. /02 года 09 месяцев 09 дней/ прохождение военной службы в Вооруженных силах СССР, а также возложена обязанность назначить Барилову Юрию Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей со 02 декабря 2014 года - со дня его обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель ответчика - " ... " Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края Пучкин А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Барилова Ю.В. В обоснование жалобы указывает, что для включения в педагогический стаж оспариваемого периода Барилов Ю.В. должен был отработать на 01.10.1993 года /то есть на дату утраты действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397/ 16 лет 8 месяцев- то есть 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Полагает, что лица, проходившие службу в армии и обратившиеся до 01.01.2015г. за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г N 1397. Ссылается, что оснований для распространения условий, предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397, применительно к последующим правовым актам /Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г N 463 и 464 и Списки 22.09.1999г. N 1067 и 1066/ не имеется в связи с утратой действия названного постановления.
В возражении на апелляционную жалобу истец Барилов Ю.В., считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, мотивируя это тем, что доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат сложившейся судебной практике.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Барилов Ю.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В тексте апелляционной жалобе ответчика содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие его представителей в связи с невозможностью присутствовать на судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя ответчика, поскольку он был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, его неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В силу пункта 19 части 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, не менее 25 лет.
Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2015 года. Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с указанным Федеральным законом в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Пунктом 4 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" /вступившего в силу с 1 января 2015г./ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частями 3 и 4 статьи 30 установлено, что периоды работы /деятельности/, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы /деятельности/, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы /деятельности/, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы /деятельности/.
Согласно п.п."г" п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР.
Как следует из материалов дела, страховой стаж Барилова Ю.В. на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 02.12.2014 года составляет 31 год 11 месяцев 25 дней, специальный - 23 года 03 месяца 02 дня /педагогическая деятельность в учреждениях для детей/, без учета оспариваемого периода.
При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, УПФ РФ в Красноармейском районе Краснодарского края не был включен период службы Барилова Ю.В. в Вооруженных силах СССР- с 04.07.1988 г. по 12.04.1991 г. /02 года 09 мес. 09 дней/, подтвержденный военным билетом " ... " N " ... " от 04.07.1988 года и справкой военного комиссариата от 12.12.2014 года N260. Указанный факт ответчиком не оспаривался.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1988 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Конституционный суд в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования /независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично/, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях /Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты/.
Поскольку период службы Барилова Ю.В. в армии относился к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, то данный период подлежал включению в специальный трудовой стаж без учета вновь установленных ограничений, в календарном исчислении.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о необходимости удовлетворения требований истца Барилова Ю.В. о включении периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 04.07.1988 года по 12.04.1991 года /02 года 09 мес. 09 дней/.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о том, что 2/3 трудового стажа должно исчисляться на 01.10.1993 года, а не на момент обращения за назначением пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными и противоречащими Конституции РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку при включении спорного периода в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, стаж истца на момент подачи заявления в УПФ РФ в Красноармейском районе составил 26 лет 11 дней, что соответствует требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требования истца в части возложения на ответчика обязанности по включению спорного периода в специальный стаж.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 18 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - " ... " Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Краснодарского края Пучкина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.