Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Морозовой Н.А., Сидорова В.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
с участием прокурора Руденко М.В.
при секретаре Горб Е.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Сочи по доверенности Симованяна В.Р. на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 10 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Субботиной Е.В. и её несовершеннолетних детей Субботина П.Э., Жариков А.И., Жарикова Е.И., обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными отказы департамента имущественных отношений администрации г.Сочи от 26.06.2015г. и 28.07.2015г. в оказании Субботиной Е.В. муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду". Обязать администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения прав многодетной семьи Субботиной Е.В. путем постановки Субботиной Е.В., " ... " г.р. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лица, имеющего право на предоставление ей земельного участка в аренду, с даты и времени подачи заявления о постановке на учет от 29.05.2015 года.
Решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 10 сентября 2015 года заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Субботиной Е.В. и её несовершеннолетних детей Субботина П.Э., Жариков А.И., Жарикова Е.И., о признании незаконным решения органа местного самоуправления удовлетворено.
Отказы департамента имущественных отношений администрации г.Сочи от 26.06.2015г. и 28.07.2015г. в оказании Субботиной Е.В. муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду" признаны незаконными.
На администрацию города Сочи возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав многодетной семьи Субботиной Е.В. путем постановки Субботиной Е.В., " ... " г.р. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лица, имеющего право на предоставление ей земельного участка в аренду, с даты и времени подачи заявления о постановке на учет от 29.05.2015 года.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.Сочи по доверенности Симованян В.Р. просит решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 10 сентября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Руденко М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка по обращению Субботиной Е.В. о нарушении администрацией г. Сочи социальных и имущественных прав многодетной семьи заявителя.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в семье Субботиной Е.В. воспитываются три несовершеннолетних ребенка: Субботина П.Э., " ... " г.р., Жарикова Е.И., " ... " г.р., Жариков А.И., " ... " г.р.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях в государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, является многодетной.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, последний дополнен статьей 39.5, согласно которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно осуществляется при установлении законом субъекта РФ соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Вступившим в силу с 01.03.2015 Законом Краснодарского края от 26.12.2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом.
В соответствии со ст. 1 Закона края, в качестве одного из обязательных условий для предоставления гражданину (одному из родителей), имеющему трех и более детей, земельного участка в собственность, является нахождение многодетного родителя на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка.
Порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, и основания для отказа заявителю в постановке на учет, предусмотрены ст.ст. 3, 4 Закона края.
Как установлено в ходе проверки, законодательно регламентированный порядок постановки органом местного самоуправления на учет многодетной матери Субботиной Е.В. в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду, администрацией г. Сочи не соблюден.
Так, Субботина Е.В. 29.05.2015 обратилась в адрес главы г. Сочи с заявлением о постановке ее, как лица, имеющего трех детей, на учет для получения в аренду земельного участка. В качестве приложений к заявлению Субботиной Е.В. представлены документы, подтверждающие наличие трех детей, копия паспорта заявителя.
Заявление Субботиной Е.В. о постановке на учет от 29.05.2015 рассматривалось департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи в рамках оказания муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду", предусмотренной административным регламентом, утв. постановлением администрации города Сочи от " ... " " ... ".
На момент подачи заявления от 29.05.2015 действовал Регламент в редакции, утв. постановлением администрации г. Сочи от 08.04.2015 N 1122, предусматривавший представление в числе документов, прилагаемых к заявлению, копию паспорта заявителя. Указанный перечень не содержат требований в преставлении вместе с заявлением копии паспорта другого родителя.
Копия паспорта заявителя Субботиной Е.В. представлена вместе с заявлением, что подтверждается распиской МАУ МФЦ г. Сочи в получении документов от 29.05.2015г.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно ст.ст. 1, 4, 6, 12, 14 Закона, предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Законом и административным регламентом, предусматривающим, в числе прочего, стандарт предоставления услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
После подачи Субботиной Е.В. заявления от 29.05.2015 о постановке на учет, 02.06.2015г. вступило в силу постановление администрации города Сочи от 22.05.2015 N 1670 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 574 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду", опубликованное 02.06.2015г. в газете "Новости Сочи" N 72-73 (согласно п. 7 постановления вступило в силу с момента его официального опубликования), пунктом 3.3 которого перечень документов, представляемых заявителями, изложен в новой редакции -введено требование о предоставлении в качестве приложений к заявлению копий паспортов родителей детей или документов, подтверждающих отсутствие у детей одного из родителей.
Таким образом, на момент подачи Субботиной Е.В. заявления от 29.05.2015г., требования к представлению копий паспортов родителей детей или документов, подтверждающих отсутствие у детей одного из родителей, при оказании муниципальной услуги, Регламентом не предъявлялись.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. Аналогичные требования закреплены в п. 20 Регламента.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований, 26.06.2015г. департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи Субботиной Е.В. неправомерно отказано в оказании муниципальной услуги со ссылкой на п. 19 Регламента (в новой реакции от 22.05.2015 N 1670) в связи с представлением неполного пакета документов, а именно - ввиду отсутствия копии паспорта другого родителя ( Субботина Э.А.), представления которой не требовалось при подаче документов по Регламенту (в ред. от 08.04.2015 N 1122).
Субботина Е.В. 01.07.2015 вновь обратилась в адрес главы г. Сочи с заявлением о постановке ее, как лица, имеющего трех детей, на учет для получения в аренду земельного участка.
В качестве приложений к заявлению, Субботиной Е.В. представлены, в числе прочих, копии документов, подтверждающие наличие трех детей на момент обращения -свидетельства о рождении Субботиной П.Э., " ... " г.р., Жариковой Е.И., " ... " г.р., Жарикова А.И., " ... " г.р., копия паспорта заявителя, копия паспорта супруга (отца детей Жариковой Е.И. и Жарикова А.И.) - Жарикова И.Е., справка о рождении Субботиной П.Э.(форма N 25, утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274), выданная 30.06.2015 ОЗАГС Хостинского района г. Сочи управления ЗАГС Краснодарского края, согласно которой сведения об отце Субботиной П.Э. Субботина Э.А. внесены в запись акта о рождении дочери на основании заявления матери.
Представление необходимого для оказания муниципальной услуги пакета документов подтверждается распиской МАУ МФЦ г. Сочи в получении документов от 01.07.2015г.
Департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи 28.07.2015 вновь неправомерно отказано Субботиной Е.В. в постановке на указанный учет ввиду непредставления заявителем паспорта на другого родителя ( Субботина Э.А.), либо документа, подтверждающего его отсутствие.
Органом местного самоуправления в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи при рассмотрении заявления Субботиной Е.В. от 01.07.2015 о постановке на учет допущены нарушения ст.ст. 1, 3, 4 Закона края, ст.ст. 47, 51 Семейного кодекса РФ, ст.ст. 6, 17, 18 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Статьей 4 Закона края установлен исчерпывающий перечень трех оснований для отказа в постановке на учет. Данный перечень не предусматривает в качестве оснований для отказа многодетным родителям в постановке на учет таких оснований как непредставление заявителем информации и документов, на лицо, не являющееся родителем детей, отцовство которого в отношении детей заявителя не установлено ни в добровольном, ни в судебном порядке, и сведения о котором внесены в записи актов о рождении детей по указанию матери.
Статья 47 Семейного кодекса РФ закрепляет одно из основополагающих положений российского семейного права о том, что основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке.
Согласно ст.ст. 48, 49 Семейного кодекса РФ, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.
В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (п. 4 ст. 48 Кодекса) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
В силу пп. 1. 2 ст. 51 Семейного кодекса РФ, отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (п. 4 ст. 48 Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.
В соответствии с п. 3 ст. 51 Семейного кодекса РФ, в случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию.
Кроме того аналогичные положения содержит Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
В силу ст. 6, 16, 22 названного Закона, государственная регистрация рождения как акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В запись акта о рождении, в числе прочего, вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, гражданстве, национальности (вносится по желанию заявителя), месте жительства родителей (одного из родителей), а также сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце.
В соответствии со 17, 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, указанных в ст. 14 Закона, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей.
В случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка вносятся по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.
В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения осуществляется в следующем порядке: имя ребенка записывается по желанию матери, отчество - по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка - по фамилии матери.
Факт внесения данных сведений по заявлению матери ребенка в запись акта о рождении ребенка подтверждается справкой о рождении, выдаваемой органами ЗАГС по форме N 25, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния", в которой предусмотрена специальная запись о том, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Таким образом, в силу прямого указания закона, произведенная органами ЗАГС на основании п. 3 ст. 51 СК РФ, ст.ст. 17, 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" запись об отце ребенка по заявлению матери, не порождает материально-правовых последствий, не является основанием возникновения прав и обязанностей детей и лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца, отцовство которого не установлено ни в добровольном, ни в судебном порядке.
В нарушение указанных требований, несмотря на представление Субботиной Е.В. в орган местного самоуправления вместе с заявлением о постановке на учет свидетельства о рождении Субботиной П.Э. с одновременным представлением выданной ОЗАГС Хостинского района г. Сочи справки о рождении дочери заявителя по форме N 25, утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274, с данными о внесении сведений об отце девочки в запись акта о рождении на основании заявления матери, департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи неправомерно отказано Субботиной Е.В. в постановке на учет ввиду непредставления заявителем паспорта на другого родителя ( Субботина Э.А.), либо документа, подтверждающего его отсутствие.
Учитывая изложенное, решение департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 28.07.2015г. об отказе в постановке Субботиной Е.В. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, является незаконным.
В силу п. 7 ст. 3 Закона края, датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет.
Согласно ст.ст. 7, 38, 40 Конституции РФ, ст. 1 СК РФ, ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих, относятся создание условий для жилищного строительства; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Неправомерные отказы администрации г.Сочи Субботиной Е.В.в постановке на учет влекут нарушение ее прав как многодетной матери, препятствуют реализации основных принципов законодательства о социальной поддержке многодетных семей, права семьи на приобретение земельного участка в связи с наличием трех детей, ущемляет права несовершеннолетних Субботиной П.Э., " ... " г.р., Жариковой Е.И., " ... " г.р., Жарикова А.И., " ... " г.р., на улучшение жилищных условий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что уполномоченным органом - администрацией города Сочи неправомерно применены положения Земельного кодекса РФ, Закона Краснодарского края от 22.02.2005 N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае", Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", и отказы администрации г.Сочи Субботиной Е.В. в постановке на учет являются незаконными.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Сочи по доверенности Симованяна В.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.