Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя " Ф.И.О. "4 на основании доверенности " Ф.И.О. "3 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
" Ф.И.О. "4 обратилась в суд с настоящим административным иском, просит: определить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 2210 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, равную рыночной стоимости данного участка и составляющую " ... 1".; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести указанную рыночную стоимость земельного участка.
В судебном заседании ДАТА представитель истца заявил ходатайство об уточнении требований в части кадастровой стоимости земельного участка согласно результатам проведенной судебной экспертизы, настаивал на удовлетворении указанного требования.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "4 предоставлен в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 2210 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере " ... 3"
Административный истец указывает, что согласно данным отчета от ДАТА НОМЕР, выполненного ООО " " ... 2"", стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДАТА составляет " ... 1"
В ходе рассмотрения административного иска истцом заявлено ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, для определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением от ДАТА по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 2210 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства - по состоянию на ДАТА, проведение которой поручено ООО " " ... 4"".
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от ДАТА N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является ДАТА. Указанную дату суд считает достоверной, иные участники судебного разбирательства это обстоятельство не оспаривали.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДАТА НОМЕР, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на ДАТА составляет " ... 5".
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность выводов судебного эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта оценки на дату определения кадастровой стоимости, лицами участвующими в деле, возражавшими против удовлетворения заявленных требований, не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения данного показателя не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявителем доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности заявителя как арендатора и лица имеющего исключительное право выкупа данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования суд считает возможным удовлетворить административный иск " Ф.И.О. "4 и установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 2210 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего на праве аренды, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДАТА, установленной в соответствии с заключением судебной экспертизы от ДАТА НОМЕР, выполненного ООО " " ... 4"", в размере " ... 5"
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года N 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ N 1555-0 от 03.07.2014 года).
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском в суд ДАТА, данных об обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю не представлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск представителя " Ф.И.О. "4 на основании доверенности " Ф.И.О. "3 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной - удовлетворить.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 2210 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДАТА, установленной в соответствии с заключением судебной экспертизы, в размере " ... 5"
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 2015 год.
Решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию в течение 1 месяца со дня принятия судом решения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.