Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Евстратова В.А. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 12 августа 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Евстратова В. А. к УМВД РФ по Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Евстратова В.А., просившего об отмене решения, представителя УМВД РФ по Владимирской области Кнутовой А.О., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евстратов В.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Владимирской области о взыскании недоплаченной пенсии за период с **** по **** с учетом индексации в общей сумме ****, а также взыскании судебных расходов в сумме ****.
В обоснование иска истец указал, что является получателем пенсии в УМВД России по Владимирской области. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза оклады по занимаемым воинскими должностям военнослужащих и штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, п. 2 данного Постановления повышение окладов по присвоенным воинским званиям и по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации предусмотрено с 1 июля 1999 года.
Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года N ВКПИ99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года признан не соответствующим абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года N ВКПИ00-16 приложение N 1 указанного Постановления Правительства РФ в части установления окладов по воинским званиям в меньших размерах, чем предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, также признано незаконным.
Полагая, что указанные обстоятельства влекут за собой незаконность расчета его пенсии с **** года, истец просил взыскать сумму недоплаченной пенсии, проиндексировав недоплату в соответствии с индексом потребительских цен.
В судебном заседании истец Евстратов В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Владимирской области Иванова И.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что выплата пенсии истцу в спорный период производилась в соответствии с действующим законодательством. Оснований для иного расчета пенсии истца не имелось.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Евстратов В.А. просит отменить решение суда, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что для взыскания с ответчика недополученной пенсии за выслугу лет необходимо установить вину последнего в невыплате такой пенсии, при этом перерасчет пенсии за выслугу лет носит заявительный характер.
Учитывая, что Евстратов В.А. с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет к ответчику не обращался, а вина УМВД России по Владимирской области в недоплате истцу пенсии за выслугу лет за период с **** по **** с учетом индексации не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Евстратова В.А. о признании за ним права на перерасчет пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу установлены Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федеральных законов от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ, от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. "б" ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Таким образом, Правительство РФ является органом, который наделен полномочиями по установлению показателей денежного довольствия, учитываемых при исчислении и выплате пенсии за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции" от 19 января 1999 года за N 72, месячные оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, с **** повышены в 1,62 раза, а размеры месячных окладов по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации были увеличены с **** и определены в размерах, согласно приложению N 2.
Указанные показатели, включая оклад по специальному званию, обязательны для применения территориальных органов Министерства внутренних дел РФ (управлений внутренних дел), в обязанности которых входит исчисление и выплата пенсии за выслугу лет сотрудников органов внутренних дел РФ.
Иных показателей для исчисления пенсии на период с **** по **** не имелось.
Судом установлено, что при расчете пенсии за выслугу лет Евстратову В.А. ответчиком применялись показатели оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, установленные Постановлением Правительства РФ N 72 от 19 января 1999 года.
Следовательно, УМВД России по Владимирской области как орган, на который возложена обязанность по расчету и выплате Евстратову В.А. пенсии за выслугу лет, выполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме и в соответствии с законодательством, действовавшим на момент расчета и выплаты пенсии.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.
Между тем, судом установлено, Евстратов В.А. с заявлением о перерасчете пенсии к УМВД России по Владимирской области не обращался, а обратился в суд с настоящим иском только **** по истечении 15 лет с момента нарушения, по мнению истца, его права на перерасчет пенсии.
С **** Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года за N 72 был увеличен учитываемый при расчете пенсии за выслугу лет показатель оклада по специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года за N 72 УМВД России по Владимирской области, как орган осуществляющий начисление и выплату пенсии, произвел истцу Евстратову В.А. с **** перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом месячного оклада как лицу, имеющему специальное звание "старший прапорщик", в размере ****, что соответствовало окладу, установленному приложением **** указанного Постановления. Таким образом, оклад истца по специальному званию превышал половину оклада по занимаемой штатной должности, который на **** составлял у Евстратова В.А. ****.
Следовательно, вина УМВД России по Владимирской области в выплате истцу пенсии за выслугу лет в размере, не соответствующем пенсионному законодательству, не установлена.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 от 12 февраля 1993 года, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В этой связи, учитывая положения ч. 2 ст. 58 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и то, что данных, подтверждающих вину УМВД России по Владимирской области о ненадлежащем выполнении обязанности по исчислению и выплате истцу пенсии за выслугу лет, в материалах дела не имеется, судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания с ответчика недополученной истцом пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком отсутствуют.
Кроме того, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ был официально опубликован в "Российской газете" N 104 от 2 июня 1998 года и в "Собрании законодательства РФ" N 22 от 1 июня 1998 года (ст. 2331), вступил в силу с 1 января 1998 года.
Следовательно, в случае несогласия с порядком расчета пенсии за выслугу лет и применяемых при таком расчете показателей, в том числе, если такие показатели, по мнению истца, не соответствовали положениям абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, Евстратов В.А. был вправе обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанных положений закона, с применением коэффициента индексации, установленного Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638, а в случае отказа в удовлетворении требований, восстановить нарушенное право на достойное социальное обеспечение путем обращения в суд с соответствующим иском.
Однако, с таким заявлением Евстратов В.А. не обращался, а с настоящим иском в суд истец обратился только ****.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности заявленных истцом требований о признании за ним права на перерасчет его пенсии за выслугу лет и ее взыскании за период с **** по **** с учетом индексации.
Учитывая, что требования Евстратова В.А. о признании за ним права на перерасчет пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении производного требования истца о взыскании судебных расходов по оплате справки Владимирстата в размере ****.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, являются несостоятельными и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Естратова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Сергеева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.