СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Ус Е.А.
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрела в судебном заседании 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 октября 2015 года, по которому
на администрацию МО ГО "Ухта" возложена обязанность включить Другова Д.В., ... года рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;
на администрацию МО ГО "Ухта" возложена обязанность предоставить Другову Д.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МО ГО " ... " на условиях договора найма специализированного жилого помещения на состав семьи ... человек размером не менее ... кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Другов Д.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Ухта" об обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда; предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда в виде отдельной квартиры на состав семьи ... человек, не ниже установленной нормы ... кв.м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории МОГО " ... ".
В обоснование заявленных требований указав, что Другов Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ему не было предоставлено.
Истец в судебном заседании не присутствовал.
Представитель администрации МОГО "Ухта" с иском не согласилась.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Материалами дела установлено, что Другов Д.В., ... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Мать Другова Д.В. - Д. Г.Н. умерла ... года.
Сведения об отце Другова Д.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы администрации МО "Город Ухта" от ... года N ... над несовершеннолетним Друговым Д.В. назначен попечитель Б. Т.А.
Постановлением Главы администрации МО "Город Ухта" от ... года N ... постановление главы администрации МО "Город Ухта" от "Дата обезличена" N ... отменено, Другов Д.В. направлен в школу-интернат N ... г. ...
В период с ... года по ... года Другов Д.В. обучался в ... школе-интернат N ... , находился на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы МО "Город Ухта" от "Дата обезличена" N ... Другов Д.В. принят на учёт на улучшение жилищных условий в список на общих основаниях согласно п.8 "Правил учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
В настоящее время Другов Д.В. зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен".
Иного жилого помещения для проживания у истца не имеется.
Однако до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента подачи заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что действия администрации МО ГО "Ухта" по не включению Другова Д.В. в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, не основаны на законе, в связи с чем возложил на администрацию МО ГО "Ухта" обязанность включить истца в названный список и предоставить ему благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанным на совокупности установленных по делу обстоятельств, учитывая, что данных о том, что Другов Д.В. обеспечен государством жилым помещением в порядке реализации права согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с размером площади предоставляемого истцу жилого помещения из расчета ... кв.м.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 г. N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит уточнению в части размера площади предоставляемого истцу жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
Обязать администрацию МОГО "Ухта" предоставить Другову Д.В., ... года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи ... человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МО ГО " ... ".
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.