Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Черонко Е.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Хяниной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 октября 2015 г. по иску Шептенко В.В. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Карелия об установлении процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шептенко В.В. обратился в суд с иском, указывая на то, что с ХХ.ХХ.ХХ он работает в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Карелия (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК) в должности ( ... ). Приказом от ХХ.ХХ.ХХ N с ХХ.ХХ.ХХ истцу установлена процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30 %, установлена выслуга лет для выплаты процентной надбавки ХХ.ХХ.ХХ. При этом ответчиком не учтено то обстоятельство, что с ХХ.ХХ.ХХ истцу была установлена указанная надбавка в размере 50 %. Истец просил суд обязать ответчика внести изменения в приказ от ХХ.ХХ.ХХ N и установить ему процентную надбавку за службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 %, произвести перерасчет указанной процентной надбавки с ХХ.ХХ.ХХ, выплатить разницу в заработной плате за ХХ.ХХ.ХХ в размере ( ... ). Впоследствии истец исковые требования увеличил, просил выплатить разницу в заработной плате в размере ( ... )
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом не были учтены его доводы и представленные им документы. Считает необоснованным вывод суда о том, что он был принят на должность в качестве ( ... ). Издание приказа от ХХ.ХХ.ХХ N о назначении его ( ... ) полагает незаконным. Полагает действия ответчика неправомерными в связи с тем, что постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 распространяется на правоотношения, возникшие с ХХ.ХХ.ХХ, тогда как он проходит службу с ХХ.ХХ.ХХ и на него распространялся действовавший ранее особый (ускоренный) порядок начисления надбавки. Также суд не учел ст. 74 Трудового кодекса РФ, согласно которой изменение северной надбавки к окладу является изменением организационных условий труда работника, о чем работодатель обязан уведомить работника в письменном виде за 2 месяца. Судом не дана правовая оценка данному обстоятельству.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК выразил несогласие с изложенными в ней доводами, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В суд апелляционной инстанции Шептенко В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещен, его представитель Зеленский В.Н. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФИН России по РК в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке учреждение извещено.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Карелия Иванов А.М. в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, решение суда полагал законным и обоснованным.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, на других лиц, если это установлено федеральным законом.
Порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4201-1 и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76.
Лица, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, обеспечиваются денежным довольствием, которое по своему содержанию и правовой природе отличается от заработной платы, устанавливаемой и выплачиваемой на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шептенко В.В. с ХХ.ХХ.ХХ проходит службу по контракту в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, расположенном в ( ... ), относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХ является аттестованным сотрудником уголовно-исполнительной системы.
При приеме на службу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2001 N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных" и изданным на основании указанного постановления приказом Минюста РФ от 01.12.2005 N 234 "Об утверждении Положения о выплате сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, коэффициентов и процентных надбавок" Шептенко В.В. как сотруднику в возрасте до ( ... ), который прожил в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее пяти лет, была установлена и выплачивалась процентная надбавка к денежному довольствию за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 %.
По результатам проведенной служебной проверки по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ было установлено, что выслуга лет для выплаты истцу процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет ( ... ), с ХХ.ХХ.ХХ процентная надбавка необоснованно выплачивается истцу в максимальном размере, в связи с чем приказом от ХХ.ХХ.ХХ N с ХХ.ХХ.ХХ Шептенко В.В. установлена процентная надбавка в размере 30 %.
В связи с введением новой системы денежного довольствия в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам уголовно-исполнительной системы с ХХ.ХХ.ХХ произведено увеличение денежного довольствия.
В силу п. 15 ст. 2 указанного Федерального закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в п. 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (п. 16 ст. 2 Федерального закона).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок установления и применения процентных надбавок к денежному довольствию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентируется Правилами применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 (далее - Правила).
Так, в соответствии с п. 5 Правил применение коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, военнослужащим (сотрудникам) в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных к группам территорий, предусмотренным приложением к постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, устанавливаются следующие процентные надбавки: для районов (местностей), отнесенных к III группе территорий, - 10 % за первый год стажа, с увеличением на 10 % за каждый последующий год стажа, но не более 50 %.
Абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Таким образом, поскольку истец проходит службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, возможность применения процентных надбавок, не установленных указанным постановлением (включая иной порядок их приобретения), исключается.
Абзацем 2 пункта 5 указанного постановления предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г., в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 194), в числе которых указаны лица, проходящие службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В силу изложенного, начиная с ХХ.ХХ.ХХ, с учетом требований вышеуказанных Правил оснований для дальнейшего расчета истцу надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в особом порядке, у ответчика не имелось.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что с ХХ.ХХ.ХХ сформирована новая система денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, обеспечившая значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию.
При указанных обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что возможность сохранения ранее существовавшего порядка и правил выплаты процентных надбавок к денежному довольствию названным сотрудникам новым правовым регулированием не предусмотрена.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 22.01.2004 N 2-О, 3-О, 40-О и от 15.07.2004 N 298-О, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.
В этой связи судом сделан правильный вывод об отсутствии у истца права на установление процентной надбавки в заявленном им размере. Расчет спорной надбавки осуществляется ответчиком в соответствии с пп. "в" п. 5 Правил и размер надбавки составил по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ - 30.%.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они отвечают требованиям законности.
Служба в органах уголовно-исполнительной системы является особым видом федеральной государственной службы, а потому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с нормативными актами, регулирующими трудовые (служебные) отношения с данной категорией лиц. Заключая соответствующий контракт о службе в органах уголовно-исполнительной системы, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников данных органов специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющих иной правовой статус.
Фактические обстоятельства выяснены судом первой инстанции полно и правильно, а доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании обозначенных выше законоположений и не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 октября 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.