Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя административного истца - адвоката Д. Д.М. по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства К. В. В. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
16 ноября 2015 года ИП Глава КФХ К.В.В. обратился в Воронежский областной суд, указывая, что является собственником двух земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 июня 2013 года серии * N *. Кадастровая стоимость участка составляет * руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью 47 083 кв.м., категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 июня 2011 года серии * N *. Кадастровая стоимость участка составляет * рублей.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как собственник земельного участка обязан уплачивать налог на землю исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области", которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, просит установить в отношении принадлежащих ему земельных участков кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО "*" N * по состоянию на 01 января 2009 года в размере * рублей и * рублей соответственно.
Определением Воронежского областного суда от 18 ноября 2015 года вышеуказанный административный иск был принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело.
Определением Воронежского областного суда от 04 декабря 2015 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе суда была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости - 01 января 2009 г., производство по делу приостановлено.
14 января 2016 года в адрес Воронежского областного суда поступило дело с заключением эксперта N * от 12 января 2016 года, составленное на основании вышеуказанного определения Воронежского областного суда от 04 декабря 2015 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей, земельного участка с кадастровым номером * - * (*) рублей.
В настоящем судебном заседании в протокольной форме производство по делу было возобновлено.
До начала судебного заседания от административного истца поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором он просит установить в отношении принадлежащих ему земельных участков кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Административный истец ИП Глава КФХ К.В.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области по доверенности М.К.В. посредством факсимильной связи представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала.
Привлеченное в качестве административного соответчика правительство Воронежской области, заинтересованное лицо Управление Росреестра по Воронежской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причине не явки суду не сообщили.
На основании статьи 152, части 4 статьи 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представителю администрации городского округа город Бобров К.Л.В. было отказано в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело в качестве заинтересованного лица в связи с отсутствием ненадлежащего оформления полномочий.
Выслушав представителя административного истца Д.Л.М., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 10 июня 2013 года (л.д. 15);
- земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 14 июня 2011 года (л.д. 24)..
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.08.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рубля * копеек (л.д.23).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.08.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей * копейка (л.д.44).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим на него не распространяются требования закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в комиссию.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера налога за земельные участки, находящийся на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр их кадастровой стоимости.
На основании определения суда от 04 декабря 2015 года экспертом ФБУ "*" Г.В.В. была выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, по результатам чего составлено заключение.
Согласно заключению эксперта N * от 12 января 2016 года по состоянию на 01 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей (л.д. 139-152).
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет высшее экономическое образование и соответствующую квалификацию; прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", имеет стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт Г.В.В. предупреждена об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, в то время как представленный административным истцом отчет N * от 09.10.2015 г., составленный оценщиками ООО "*" Л. В.А., К. Е.А., вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года, определенной заключением судебного эксперта N * от 12 января 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск Индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства К. В. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданный в суд 16 ноября 2015 года, - удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2009года в размере * (*) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2009 года в размере * (*) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.