президиум Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Анисимова В.Ф.,
членов президиума Денисова Ю.А., Харюткина В.В., Чернышева П.С., Храпина Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания президиума - секретарем Сергеевой Е.А.
рассмотрев по докладу члена президиума Храпина Ю.В.
дело по заявлению Болдыревой Е.В. об оспаривании решения, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
УСТАНОВИЛ:
Болдырева Е.В. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ею, на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2014 года был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: XXX область, XXX район, р.п. XXX, ул. XXX XX, площадью 504 кв. метров, кадастровый номер XXX, пунктами 5,6 которого установлено, что приобретаемый земельный участок правами третьих лиц не обременен, под запрещением не состоял, ограничений в его пользовании также не имелось.
Земельный участок по передаточному акту был ей передан, расчеты между сторонами были произведены в полном объеме, документы были сданы на государственную регистрацию права собственности.
В декабре 2014 года она получила из Росреестра письмо о приостановлении государственной регистрации права собственности до 01 января 2015 года, в связи с направлением запроса в департамент культуры Воронежской области, в связи с необходимостью получения сведений относится ли данный земельный участок к землям историко-культурного назначения.
19 декабря 2014 года ей было выдано свидетельство о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, в котором было указано на наличие существующих ограничений (обременений) права, а именно, что земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия и относится к землям историко-культурного назначения.
Болдырева Е.В. полагая установленное ограничение незаконным, нарушающим ее права, поскольку она приобрела земельный участок без каких- либо ограничений, земельный участок не был отнесен в установленном порядке к землям историко-культурного назначения, обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в части внесения записи об ограничении (обременении) права собственности на приобретенный ею земельный участок "земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия относится к землям историко-культурного назначения" незаконными, обязать федеральный регистрирующий орган исключить из ЕГРП запись об этом.
Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 27 марта 2015 года в удовлетворении заявления Болдыревой Е.В. было отказано.
Апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года названное решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 27 марта 2015 года было отменено по делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в части внесения записи об ограничении (обременении) права собственности "земельный участок в границах территории объекта культурного наследия относится к землям историко-культурного назначения" на земельный участок площадью 504 кв.м., кадастровый номер XXX, расположенный по адресу: XXX область, XXX район, р.п. XXX, ул. XXX XX.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области было обязано исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об ограничении (обременении) права собственности, указанного выше, на данный земельный участок.
В кассационной жалобе, поступившей в Воронежский областной суд 02 октября 2015 года, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Захарова С.В. просит отменить состоявшееся по делу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года.
В связи с поданной кассационной жалобой на состоявшееся по делу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года и сомнениями в его законности, запросом судьи от 06 октября 2015 года дело было истребовано в Воронежский областной суд, куда поступило 15 октября 2015 года.
Определением судьи Воронежского областного суда Храпина Ю.В. от 06 ноября 2015 года кассационная жалоба представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Захаровой С.В. вместе с делом была передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Воронежского областного суда.
Принимая во внимание положение пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" о том, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений), при рассмотрении настоящей кассационной жалобы следует руководствоваться нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы по материалам истребованного дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Захарову С.В., возражения представителя Болдыревой Е.В. - адвоката по ордеру Ковалева А.В., президиум считает, что принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушение имели место быть при рассмотрении настоящего дела.
Как видно, отказывая в удовлетворении заявления Болдыревой Е.В. об оспаривании решения, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Воронежской области суд первой инстанции со ссылкой: на Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (ст.ст.12, 16, 17); на Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; на приказ департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 29 января 2013 года N 050-ОД, согласно которого земельный участок по ул. XXX, XX в р.п. XXX находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "К ... ", в отношении которого установлен особый режим использования территории; исходя из писем администрации Рамонского городского поселения и департамента культуры и архивного дела Воронежской области об этом же, пришел к выводу об обязанности федерального регистрирующего органа внести в ЕГРП сведения об ограничении (обременении) права в случае отнесения объектов недвижимости к объектам культурного наследия и к землям историко-культурного назначения, и к выводу о том, что при наличии приказа департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 29 января 2013 года N 050-ОД исключение из ЕГРП записи о том, что "земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия относится к землям историко-культурного назначения" не восстановит права заявителя, так как по смыслу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может возложить на орган власти, какую-либо обязанность только в случае, если это будет способствовать восстановлению прав заявителя, нарушенных незаконными оспариваемыми действиями.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о незаконности действий регистрирующего федерального органа в части внесения записи об ограничении (обременении) права собственности "земельный участок в границах территории объекта культурного наследия относится к землям историко-культурного назначения" в отношении земельного участка площадью 504 кв.м., кадастровый номер XXX, расположенного по адресу: XXX область, XXX район, р.п. XXX, ул. XXX XX, суд апелляционной инстанции указал, что, несмотря на положения статей 13, 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о том, что регистрация прав проводится по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления, до настоящего времени ни орган государственной власти, ни орган местного самоуправления не обращались за государственной регистрацией ограничений (обременений) права в соответствии с приказом департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 29 января 2013 года N 050-ОД, которым были утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "К ... ", расположенного по XXX область, XXX район, р.п. XXX, ул. XXX XX. Фактически никакой регистрации ограничений права в установленном порядке в отношении указанного выше объекта недвижимости не проводилось.
Суд апелляционной инстанции также указал, что право проводить регистрацию ограничений (обременений) по инициативе регистрирующего органа, внесение данным органом по собственной инициативе, только лишь на основании переписки с иными органами, записи в ЕГРПН о наличии ограничений (обременений) приобретенного Болдыревой Е.В. земельного участка нельзя признать законным. Данные действия совершены не в пределах полномочий указанного органа.
Также суд апелляционной инстанции указал, что приказ департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 29 января 2013 года N 050-ОД не приводит указания на конкретные поворотные и иные точки границ территории объекта культурного наследия по адресу: XXX область, XXX район, р.п. XXX, ул. XXX XX, то есть не установлено, налагаются ли такие границы на приобретенный заявителем земельный участок, имеющий номер XX.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относит к зонам с особыми условиями использования территорий, в том числе и зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
Статья 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п.1).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе:
установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом;
установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (п.2).
Статьей 34 названного Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Воронежской области от 04.10.2005 N 63-ОЗ "Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Воронежской области" (действовавшего на момент разрешения заявления Болдыревой Е.В.) определено, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия правительством Воронежской области в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения - правительством Воронежской области по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно постановлению Правительства Воронежской области от 12.05.2012 N 394 (действовавшего на момент разрешения заявления Болдыревой Е.В.) государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения осуществлял департамент культуры и архивного дела Воронежской области (п. 3.1.5), который в пределах предоставленных ему полномочий 29 января 2013 года издал приказ N 050-ОД, из содержания которого следует, что улица XXX XX в р.п. XXX XXX района XXX области находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "К ... ", в отношении которого установлен особый режим использования территории.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" основанием для осуществления регистрационных действий являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Факт расположения земельного участка Болдыревой Е.В. в пределах территории объекта культурного наследия, как видно, установлен совпадением адреса (ул. XXX, XX) с адресом объекта культурного наследия (ул. XXX, XX); полученными государственным регистратором ответами из компетентных органов о расположении земельного участка, приобретенного Болдыревой Е.В., в границах территории объекта культурного наследия (письмо администрации Рамонского городского поселения от 21.11.2014г. и письмо департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 02.12.2014г.).
Таким образом, учитывая все изложенное выше, доводы суда апелляционной инстанции о том, что федеральный регистрирующий орган действовал по собственной инициативе, не соответствует действительности.
Кроме того, из содержания вышеприведенных нормативных актов не следует, что установление границ территории объекта культурного наследия регионального значения, в отношении которого установлен особый режим использования территории, требует оформление кадастрового паспорта земельного участка с указанием конкретных поворотных и иных точек границ территории объекта культурного наследия.
Принимая во внимание все изложенное выше, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года нельзя признать, что оно соответствует требованиям законности и обоснованности, в связи с чем оно подлежит отмене с оставлением в силе решения Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 27 марта 2015 года об отказе в удовлетворении заявления Болдыревой Е.В., поскольку решение суда первой инстанции постановлено с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении и толковании норм права.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 августа 2015 года отменить.
Решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 27 марта 2015 года оставить в силе.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.