Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ковешниковой Е. А.,
судей: Курохтина Ю.А., Андриановой И. В.,
при секретаре: Уваркиной О. А.,
рассмотрела в судебном заседании от 27 января 2016 года апелляционную жалобу Сухова А.А. на заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 октября 2015 года по делу по иску Сухова А.А. к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухов А.А. обратился в суд с иском к Управлению социального развития Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В возрасте *** Сухов А. А. после смерти отца и лишения родительских прав его матери, фактически остался сиротой и с *** года воспитывался в детских домах.
В период с 1985 года по 1987 год он проходил обучение в СПТУ N 23 г.Рассказово. Таким образом, до своего совершеннолетия он непрерывно находился на государственном обеспечении как ребенок-сирота. В период с 1969 года по настоящее время за ним не было закреплено жилого помещения. В 2000 году он отбывал наказание в ИК, он подавал заявление для передачи в соответствующую организацию о предоставлении ему жилого помещения, но ему его вернули назад, пояснив, что отправляются заявления, связанные только с уголовными делами. После освобождения, в 2003 году, на протяжении 12 лет он никуда по данному вопросу не обращался, так как думал, что это не даст никаких результатов. Предпринимал все возможные меры, чтобы купить квартиру самостоятельно, ездил на заработки в другие города. В последующем ему стало известно, что он имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота, в связи с чем, в мае 2015 года Сухов А.А. снова обратился в Управление социального развития Тамбовской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору соцнайма, однако указанное заявление осталось без удовлетворения в связи с пропуском срока для обращения с таким заявлением.
Своего жилья он не имеет, вынужден проживать на съемной квартире.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 07 октября 2015 года произведена замена ответчика Управления социального развития Тамбовской области на правопреемника - Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Сухову А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Сухов А.А. высказывает несогласие с заочным решением суда, его незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что истец имел право на предоставление жилого помещения, однако пропущен срок для защиты данного права, поскольку на момент обращения в суд ему исполнилось 45 лет, и до этого момента он не предпринимал мер, направленных на получение жилого помещения.
С данным выводом Сухов А.А. не согласен, считает, что срок им пропущен по уважительной причине. Полагает, что администрация детского дома, где он воспитывался, не исполнила свои обязанности по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и о том, что он не был включен в список детей-сирот на получение жилья, его не известило. Таким образом, он не знал, что его права были нарушены, самостоятельно по вопросу о постановке на учет в органы местного самоуправления не обращался. Когда же Сухов А.А. обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то оказалось слишком поздно.
Проверив материалы дела, выслушав Сухова А. А., его представителя Сысоеву О.В., поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Сторонами не оспаривается, что Сухов А.А., *** года рождения относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке ИЦ УМВД России по Тамбовской области *** от *** Сухов А.А. был осужден *** народным судом Ленинского района г. Тамбова к *** лишения свободы. Освобожден *** по отбытии срока наказания. Осужден *** народным судом Рассказовского района Тамбовской области к *** месяцам. Освобожден *** по отбытии срока наказания. Осужден *** Рассказовским районным судом Тамбовской области к *** лишения свободы. Освобожден ***. Осужден *** Никифоровским районным судом к *** лишения свободы. Освобожден ***. Исходя из изложенных сведений, у Сухова А.А. имелась реальная возможность своевременного обращения о реализации его прав, однако как показывает сам Сухов А.А., с подобными заявлениями он не обращался.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1, пункту 2. части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания; в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
К таким лицам, в частности, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-Ф3 меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Суховым А. А. исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.