Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Дубровиной Ю.В.
с участием представителя административного истца Малиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Равояна Т. С. к Администрации Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Равоян Т.С. обратился 30 ноября 2015 года в Тамбовский областной суд с административным иском к Администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, расположенных в г.Тамбове на ул.ак.Островитянова, д.9Б, в размере равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, а именно:
- земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, в размере *** руб.;
- земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, в размере *** руб.;
- земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, в размере *** руб.;
- земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, в размере *** руб..
В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет к увеличению размера подлежащего оплате им земельного налога.
В ходе судебного разбирательства административного дела судом к участию привлечены в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) и в качестве заинтересованного лица совладелец земельного участка с кадастровым номером *** - ООО "Рассвет". (л.д.219)
В судебном заседании представитель административного истца Малина М.А. настаивала на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Сведений об уважительности причины неявки суду не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими не заявлялось.
В своих письменных заявлениях административный истец, Управление Росреестра по Тамбовской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, ООО "Рассвет" просили дело рассмотреть в их отсутствие.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В своих письменных отзывах административные ответчики: Управление Росреестра по Тамбовской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный независимым оценщиком размер рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, поэтому являются ненадлежащим ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
Административный ответчик - Администрация Тамбовской области в отзыве на административный иск считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости объектов оценки лежит на административном истце, и представленные им доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и оцениваются наравне с другими доказательствами в сопоставлении с данными, полученными в результате государственной кадастровой оценки. Обращает внимание на то обстоятельство, что существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученной вы результате индивидуальной оценки, должно вызвать сомнение.
От других лиц, участвующих в деле, никаких возражений относительно предъявленных административным истцом требований не поступило.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Равояну Т.С. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины; торговые центры, расположенный по адресу: ***
- земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственной базой, расположенный по адресу: ***
- земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины; торговые центры, расположенный по адресу: ***
- 9/20 долей земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под зданием литер В (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: ***, совладельцем которого является ООО "Рассвет" (11/20 долей).
Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Земельные участки административного истца вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года.
Указанное обстоятельство подтверждается кадастровыми справками от 08-09 октября 2015 года, согласно которым кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2014 года определена в следующем размере: земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб..
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, в подтверждение их рыночной стоимости административный истец представил выполненные оценщиком ООО "Оценка+" С.В.Ю. отчеты по определению рыночной стоимости недвижимого имущества *** от 17 октября 2015 года и *** от 18 октября 2015 года, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2014 года рыночная стоимость составила: земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб..
На данные отчеты получены положительные экспертные заключения *** и *** соответственно, составленные 18 ноября 2015 года экспертом Саморегулируемой организации оценщиков - НП СРО "СВОД" П.Т.А. в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", о соответствии указанных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении итоговых величин рыночной стоимости, отраженных в отчете.
Оценив представленные отчеты оценщика и положительные экспертные заключения в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит их соответствующими требованиям действующего законодательства.
Так, оценка произведена в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчеты об оценке объекта оценки содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в г.Тамбове и Тамбовской области, в том числе сегментов рынка земельных участков, к которым относятся объекты оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчетам приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет"; данных, полученных из агентства недвижимости.
При применении сравнительного подхода оценщиком подобраны аналоги-объекты, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектами оценки, проведена корректировка по следующим элементам сравнения: на условия сделки (поправка на торг), дату сделки, местоположение, и площадь объектов. В отчётах приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений не вызывают.
Не согласиться с выводами оценщика и эксперта, у суда оснований не имеется. Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованным лицом по делу в соответствии с частью 1 статьи 62 и частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств иной рыночной стоимости земельных участков административного истца, наличия обстоятельств, которые могли бы существенным образом повлиять на итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки, в ходе рассмотрения дела суду представлено не было, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявляли.
Нельзя не принять во внимание и то обстоятельство, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***; ***; ***, определенная оценщиком в размере *** руб.; *** руб.; *** руб. соответственно, с учетом социально-экономических факторов сопоставима с рыночной стоимостью этих же земельных участков, ранее установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18 августа 2014 года по состоянию на 01.01.2013 года в размере *** руб.; *** руб.; *** руб. соответственно.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости и требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подтверждены вышеприведенными доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о том, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельного участка административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое по существу не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Равояна Т. С., поступившее в Тамбовский областной суд 30 ноября 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины; торговые центры, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственной базой, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб..
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины; торговые центры, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под зданием литер В (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение составлено 15 января 2016 года.
Судья
Ледовских И.В.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.