Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Дубровиной Ю.В.
с участием представителя административного истца Селезнёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Надежкина Г. В. к Администрации Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Надежкин Г.В., являясь собственником земельного участка, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание (используемое под офис), расположенного по адресу: ***, обратился 24 ноября 2015 года в Тамбовский областной суд с административным иском к Администрации Тамбовской области, в котором просил установить кадастровую стоимость данного земельного участка равной рыночной стоимости, составляющей *** руб.
В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет *** руб. *** коп.,, что не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права налогоплательщика, поскольку влечет увеличение земельного налога.
В ходе судебного разбирательства административного дела судом к участию привлечены в качестве административных соответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области), и в качестве заинтересованного лица - Администрация г.Тамбова. (л.д.101-102)
В судебном заседании представитель административного истца Селезнёва Е.В. настаивала на удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь в обоснование предъявленных требований на отчет об оценке объекта оценки ***, составленный 17 декабря 2015 года оценщиком ООО "СО-Эксперт" Ш.Е.А., и положительное экспертное заключение на данный отчет *** эксперта Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков А.С.Н. от 21 декабря 2015 года.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Сведений об уважительности причины неявки суду не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный независимым оценщиком размер рыночной стоимости земельного участка, указало о том, что к кадастровой оценке Управление не имело никакого отношения, поэтому решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставляет на усмотрение суда, просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Харланова Н.В. в предварительном судебном заседании 8 декабря 2015 года указала, что учреждение не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не расчитывало и не утверждало оспариваемую кадастровую стоимость. Каких-либо возражений относительно предъявленных административным истцом доказательств по делу филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области не представил.
Представитель заинтересованного лица по делу - администрации г.Тамбова Горских Е.В. в судебном заседании 16 декабря 2015 года возражала против удовлетворения требований, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает установленную рыночную стоимость, что вызывает большие сомнения в правильности отчета оценщика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Надежкин Г.В. является собственником земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание (используемое под офис).
Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Земельный участок административного истца вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года.
Указанное обстоятельство подтверждается кадастровой справкой от 25.09.2015 года, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена на 01.01.2014 года и составляет *** руб..
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец изначально представил выполненный оценщиком ООО "ЮК Договор" П.В.О. отчет по определению рыночной стоимости недвижимого имущества *** от 25 сентября 2015 года, который протокольным определением суда от 16 декабря 2015 года признан недопустимым доказательством по настоящему делу. (л.д.130).
В связи с чем, административным истцом был представлен новый отчет об оценке объекта оценки ***, составленный 17 декабря 2015 года оценщиком ООО "СО-Эксперт" Ш.Е.А., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составила *** руб. (л.д.138-166)
На данный отчет получено положительное экспертное заключение ***, составленное 21 декабря 2015 года экспертом Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков А.С.Н. в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", о соответствии указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении итоговой величины рыночной стоимости, отраженной в отчете. (л.д.167-187)
Оценив представленный отчет оценщика *** от 17 декабря 2015 года и положительное экспертное заключение *** от 21 декабря 2015 года в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит их соответствующими требованиям действующего законодательства.
Так, оценка произведена в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке объекта оценки содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в г.Тамбове, в том числе сегмента рынка земельных участков под офисно-торговую застройку, к которому относится объект оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в газете "Из рук в руки".
При применении сравнительного подхода оценщиком подобраны аналоги-объекты, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектом оценки, проведена корректировка по следующим элементам сравнения: на условия сделки (поправка на торг) и площадь объектов. В отчёте приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений не вызывают.
Не согласиться с выводами оценщика и эксперта, у суда оснований не имеется. Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованным лицом по делу в соответствии с частью 1 статьи 62 и частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административного истца в ходе рассмотрения дела суду представлено не было, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявляли.
Нельзя не принять во внимание и то обстоятельство, что рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком в отчете *** от 17 декабря 2015 года по состоянию на 01.01.2014 года в размере *** руб., с учетом социально-экономических факторов сопоставима с рыночной стоимостью этого же земельного участка, ранее установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25 июля 2014 года по состоянию на 01.01.2013 года в размере *** руб.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подтверждены вышеприведенными доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, требования Надежкина Г.В. подлежат удовлетворению.
Доводы представителей Управления Росреестра по Тамбовской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о том, что не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельного участка административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Представитель административного истца в судебном заседании заявил о том, что административный истец принимает на себя все судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде.
Учитывая позицию административного истца и то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Надежкина Г. В., поступившее в Тамбовский областной суд 24 ноября 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание (используемое под офис), расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание (используемое под офис), расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2015 года.
Судья Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.