ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
21 января 2016 года "адрес"
Судья "адрес" областного суда Ермаков М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Льговагроинвест" генерального директора Барсукова В.Д. на решение судьи Льговского районного суда "адрес" от 26 ноября 2015 года и постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Льговский" N от 20 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ООО "Льговагроинвест", расположенного по адресу: "адрес", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Льговский" N от 20 апреля 2015 года ООО "Льговагроинвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Льговского районного суда "адрес" от 26 ноября 2015 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в "адрес" областной суд, законным представителем ООО "Льговагроинвест" генеральным директором Барсуковым В.Д. ставится вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Льговагроинвест" по доверенности Брыкина Е.И., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов (далее - правила перевозки опасных грузов, правила).
Согласно пункту 2.2.2. Правил свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства.
По делу установлено, что 24.03.2015 года в 12 часов 20 минут на "адрес" ООО "Льговагроинвест" осуществляло перевозку опасного груза (дизельное топливо) транспортным средством КАМАЗ 43118, государственный регистрационный знак N, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, чем нарушило п. 23.5 ПДД РФ.
Вина ООО "Льговагроинвест" в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств: копией свидетельства о допуске транспортных средств, перевозящих опасные грузы N, выданной ООО "Льговагроинвест" на транспортное средство КАМАЗ государственный регистрационный знак N, согласно которому срок действия свидетельства истек 13 марта 2015 года; показаниями свидетеля Юдина Н.М. от 03.04.2015 года и 17.04.2015 года, механика ООО "Льговагроинвест", показавшего, что 24.03.2015 года он выпустил в рейс автомобиль КАМАЗ 43118 для перевозки дизельного топлива с истекшим сроком действия свидетельства о допуске транспортных средств, перевозящих опасные грузы; показаниями свидетеля Щербакова А.И. от 03.04.2015 года, водителя ООО "Льговагроинвест", показавшего, что 24.03.2015 года на автомобиле КАМАЗ 43118, государственный регистрационный знак N, он перевозил дизельное топливо с просроченным сроком действия свидетельства о допуске транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Таким образом, ООО "Льговагроинвест" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как разъяснено в подпункте "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
По данному делу административное расследование проведено ОГИБДД МО МВД России "Льговский" в "адрес", о чем уполномоченным должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 27 марта 2015 года.
Соответственно данное дело, в соответствии частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно рассмотрено должностным лицом органа, проводившего административное расследование - начальником ОГИБДД МО МВД России "Льговский", по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Вопреки доводам жалобы постановление должностного лица содержит полное описание объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие в постановлении указания на класс опасности перевозимого груза не влечет прекращение дела.
Согласно приложению 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом дизельное топливо отнесено к опасным грузам, допущенным к перевозкам автомобильным транспортом, и имеет 3 класс опасности.
Утверждение защитника в судебном заседании "адрес" областного суда о том, что 24 марта 2015 года транспортное средство общества не перевозило опасный груз, опровергается материалами административного дела, в частности показаниями свидетелей Юдина, Щербакова, и материалами административного производства в отношении Юдина по данному факту.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. N 1-П).
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО "Льговагроинвест" ( по итогам 2014 года убыток сельскохозяйственного предприятия от основной деятельности составил 8507000 рублей), и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах решение судьи Льговского районного суда "адрес" от 26 ноября 2015 года и постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Льговский" N от 20 апреля 2015 года вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья "адрес" областного суда
решил:
жалобу законного представителя ООО "Льговагроинвест" генерального директора Барсукова В.Д. удовлетворить частично.
Решение судьи Льговского районного суда "адрес" от 26 ноября 2015 года и постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Льговский" "адрес" от 20 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ООО "Льговагроинвест", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Льговский" N от 20 апреля 2015 года ООО "Льговагроинвест" административное наказание снизить с 400 000 рублей до 200 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья "адрес" областного суда М.И. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.