Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
Председательствующего: Журавлева А.В.
и судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.
с участием прокурора: Казимировой Е.Ю.
при секретаре: Александровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Кукина С.А. к УФССП России по "данные изъяты" о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, недоначисленной компенсации при увольнении, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика УФССП России по "данные изъяты" на решение Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования Кукина С.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта с Кукиным С.А. по п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Восстановить Кукина С.А. в должности "данные изъяты" УФССП России по "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ.
Обратить к немедленному исполнению решение в части восстановления Кукина С.А. на работе.
Взыскать с УФССП России по "данные изъяты" в пользу Кукина С.А. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты"., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты"., а всего ко взысканию "данные изъяты".
Отказать Кукину С.А. в удовлетворении остальной части иска к УФССП России по "данные изъяты" о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, недоначисленной компенсации при увольнении по сокращению, компенсации морального вреда".
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т Н А Н О В И Л А:
Кукин С.А. обратился в суд с вышеназванным иском к УФССП России по "данные изъяты", в котором указал, что он "данные изъяты".
Приказом УФССП России по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N-к Кукин С.А. уволен со службы по п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в связи с сокращением должностей гражданской службы).
Решением Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Кукин С.А. ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен в прежней должности.
Приказом УФССП России по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N-к он повторно уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в связи с сокращением должностей гражданской службы). Считает, что уволен с нарушением порядка увольнения. О предстоящем сокращении он был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как исполнительное производство по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ окончено ДД.ММ.ГГГГ, по его мнению, именно с указанной даты должна быть начата процедура уведомления о предстоящем сокращении. Кроме того, ему не предложена вакантная должность "данные изъяты" "данные изъяты". Кроме того, работодателем не верно произведен расчет компенсации при увольнении, предусмотренной ч. 3.1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Кукин С.А. просил суд: признать увольнение незаконным, восстановить его на работе в должности "данные изъяты"; взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе исходя из среднедневного заработка в размере "данные изъяты".; недоначисленную компенсацию в размере "данные изъяты".; компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты"., расходы на бензин в связи с проездом в суд для участия в судебных заседаниях в размере "данные изъяты"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик УФССП России по "данные изъяты" просит решение суда в части, в которой исковые требования Кукина С.А. удовлетворены, отменить как незаконное и необоснованное, в остальной части с решением суда ответчик согласен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика старший помощник прокурора Центрального административного округа "данные изъяты" Бойченко Т.Н. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Решение суда истец Кукин С.А. не обжалует.
В судебное заседание не явился истец Кукин С.А., о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика УФССП России по "данные изъяты", выслушав объяснения представителя ответчика УФССП России "данные изъяты" по доверенности - Русановой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы УФССП России по "данные изъяты", заключение прокурора Казимировой Е.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, проверив законность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в рамках доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, а сама служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3).
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N79-ФЗ от 27.07.2004 г. (далее - ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ), предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.
В соответствии с ч.7 ст. 11 ТК РФ, на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В силу ст. 73 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной данным ФЗ.
В соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2014 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.8.1-8.3 ч.1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч.3.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч.3 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.4 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
В силу ч.5 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исключенного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч.7 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кукин С.А. "данные изъяты".
Приказом УФССП России по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N-к Кукин С.А. уволен со службы по п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы).
Решением Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ истец ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен в прежней должности.
Приказом УФССП России по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N-к Кукин С.А. повторно освобожден от замещаемой должности "данные изъяты" и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы).
Факт осуществления в УФССП России по "данные изъяты" организационно-штатных мероприятий по введению в действие с ДД.ММ.ГГГГ структуры и штатного расписания УФССП России по "данные изъяты", утвержденных приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N, не оспаривалось сторонами по делу.
При таких обстоятельства, в силу действующего законодательства, на работодателе лежала обязанность доказать соблюдение им порядка и процедуры увольнения Кукина С.А. в связи с сокращением штата.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общий порядок оформления прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 84.1 ТК РФ, представителем нанимателя соблюден: с приказом об увольнении Кукин С.А. ознакомлен под роспись в день увольнения, трудовая книжка выдана ему на руки, выплачено пособие, предусмотренное ч.3.1 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N79-ФЗ. Также работодателем соблюдены требования ст. 180 ТК РФ о необходимости письменного предупреждения работника о предстоящем увольнении за 2 месяца до него, представлено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, получение которого истцом в суде не отрицалось.
В то же время, разрешая требования истца Кукина С.А. и, удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры увольнения Кукина С.А. в связи с несоблюдением ответчиком требований ч.5 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N79-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истцу были предложены вакантные должности гражданской службы, в числе которых была поименована должность "данные изъяты", относительно которых истец выразил несогласие.
При последующем вручении Кукину С.А. уведомления о вакантных должностях от ДД.ММ.ГГГГ, данная должность ему не предлагалась, так как уже не являлась вакантной ввиду назначения на эту должность с ДД.ММ.ГГГГ Х.
В связи с увольнением Д. с ДД.ММ.ГГГГ вновь появилась вакантная должность "данные изъяты", что подтверждается приказом N от ДД.ММ.ГГГГ и не отрицалось представителем ответчика в суде первой и апелляционной инстанциях.
В нарушение требований ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, со дня появления вышеуказанной вакансии и до дня увольнения истца, данная вакантная должность, соответствующая уровню квалификации истца, стажу гражданской службы и службы по специальности, Кукину С.А. предложена не была, что представитель ответчика не отрицал в судах первой и апелляционной инстанции и в своей апелляционной жалобе.
Ссылку представителя ответчика на то, что данная должность истцу не была предложена ввиду того, что отказ от замещения должности "данные изъяты" истец выразил ДД.ММ.ГГГГ, состоятельной признать нельзя.
В соответствии с положениями ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. N79-ФЗ предлагать вакантные должности гражданской службы представитель нанимателя обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению, т.е. не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и на протяжении всего срока предупреждения об увольнении каждый раз, когда появляется вакантная должность (работа).
Поскольку мероприятия по сокращению численности (штатов) заканчиваются в день увольнения, то предлагать имеющиеся вакантные должности представитель нанимателя обязан и в этот день.
Как правильно указал суд первой инстанции, в день увольнения государственному служащему должны быть предложены все имеющиеся вакансии, в том числе и предлагавшиеся ранее, от которых государственный служащий отказался, поскольку мнение государственного служащего по поводу той или иной должности может измениться, а представитель нанимателя должен полностью исчерпать все возможности трудоустройства государственного служащего в данном государственном органе.
Ссылка представителя ответчика на то, что приказом N от ДД.ММ.ГГГГ на данную должность на постоянной основе была переведена с временно занимаемой должности Х. также не состоятельна, поскольку перевод Х ... на вышеуказанную должность произведен ответчиком без учета положений ч.4 ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (преимущественного права на замещение должности гражданской службы в сравнении с Х..).
В связи с незаконностью увольнения истца, суд обоснованно, в соответствии с требованиями ст.ст. 394, 237 ТК РФ пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Кукина С.А. о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Расчет заработной платы за время вынужденного прогула произведен судом первой инстанции с учетом положений ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N922.
Размер компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" руб. определен судом с учетом разумности и справедливости.
Судебные расходы взысканы с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 100 ГПК РФ.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нарушений норм материального и процессуального закона судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда также не опровергают, основаны на ошибочном толковании ответчиком действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.