Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда
в составе: председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО2, ФИО3,
при секретаре М.Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ
по докладу судьи ФИО6 дело по апелляционной жалобе Управления благоустройства Администрации "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства Администрации "адрес" о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установила:
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации "адрес" о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
С учетом замены ненадлежащего ответчика Администрации "адрес" благоустройства Администрации "адрес" и уточнения исковых требований прокурор "адрес" просил признать незаконным бездействие Управления благоустройства Администрации "адрес" по содержанию автомобильной дороги по адресу: "адрес", " ... ", д.х, в районе остановки общественного транспорта " ... "; обязать Управление благоустройства Администрации "адрес" установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" по указанному адресу в соответствии с требованием ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" выполнить на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Заявленные требования мотивированы следующим. По результатам проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой "адрес" было выявлено, что по адресу: "адрес", " ... ", д. " ... ", в районе остановки общественного транспорта " ... " дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" не соответствуют требованиям ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004, указанные дорожные знаки не выполнены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление благоустройства Администрации "адрес" обратилось в Ивановский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, указывая на отсутствие императивного предписания установления дорожных знаков на щитах со световозвращающей пленкой.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", судебная коллегия рассматривает апелляционную жалобу Управления благоустройства Администрации "адрес", по правилам апелляционного производства, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Администрации "адрес" не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Администрация "адрес" извещена своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица Администрации "адрес".
Выслушав представителя административного ответчика Управления благоустройства Администрации города ФИО4С., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя административного истца прокурора Р.О.В. и представителя заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по городу ФИО5А., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что прокуратурой "адрес" на основании информации ОГИБДД УМВД России "адрес" была проведена проверка исполнения требований законодательства об организации безопасности дорожного движения на территории "адрес". В результате проверки выявлено, что по адресу: "адрес", " ... ", д. " ... ", в районе остановки общественного транспорта " ... " дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" не соответствуют требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004, дорожные знаки не выполнены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Указанный участок автомобильной дороги, по которому ежедневно осуществляется движение транспортных средств, относится к дорогам местного значения, расположен в границах "адрес" и обеспечивает транспортное сообщение в городе.
Управление благоустройства Администрации "адрес" является составной частью Администрации "адрес", осуществляет управленческие функции в сфере благоустройства и обязано, в том числе осуществлять деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования - "адрес", в соответствии с требованием законодательства о безопасности дорожного движения и нормами ГОСТов.
В силу положений п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из положений п.6 ст.3 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Частью 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регламентировано, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии с абзацем 6 п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
Из положений ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом указанных обстоятельств и положений действующего законодательства суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходил из того, что требования ФИО7 52289-2004 являются обязательными для ответчика, поскольку указанные технические нормы направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и неразрывно связаны с охраной жизни, здоровья и имущества граждан - участников дорожного движения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями процессуального законодательства, действующего на момент разрешения дела.
Доводы апелляционной жалобы о добровольности применения требований п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004 судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.2 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения представляется собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрены знаки особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", предназначенные для введения определенного режима движения и направленные на обеспечение безопасности пешеходов.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств содержатся в ФИО7 52289-2004.
Положениями ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Частью 1 ст.46 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку требования абзаца 6 п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 52289-2004 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан и применяются при установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2, то в силу прямого указания закона - ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании", данные требования носят для ответчика обязательный характер.
Доводы Управления благоустройства Администрации "адрес" о добровольном характере применения требований ФИО7 52289-2004 повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором не представлены доказательства о повышенной аварийной опасности на данном участке дороги не могут быть приняты во внимание, поскольку правового значения не имеют. При установленных обстоятельствах дела отсутствие повышенной аварийности на указанном участке дороги не является основанием для отказа в иске.
В целом доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
При разрешении дела суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления благоустройства Администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.