Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 января 2016 г. гражданское дело по иску Джусупова А.А., Джусуповой А.В., действующих в интересах несовершеннолетней Д.А.А. к ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области", Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании отказа незаконным, признании права на приватизацию, о возложении обязанности заключить договор бесплатной передачи жилого помещения в собственность,
по апелляционной жалобе ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 октября 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования Джусупова А.А., Джусуповой А.В., действующих в интересах несовершеннолетней Д.А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области о признании решения незаконным, признании права на приватизацию, возложении обязанности заключить договор безвозмездной передачи жилого помещения - удовлетворить.
Признать решение ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Курганской области от " ... " об отказе Д.А.А. в приватизации квартиры N, расположенной по адресу: "адрес", незаконным.
Признать за Д.А.А. право на приватизацию квартиры N расположенной по адресу: "адрес".
Обязать ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Курганской области о заключить с Д.А.А., " ... " г.р., договор о бесплатной передаче в собственность квартиры "адрес"
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя третьего лица УФСИН России по Курганской области - Никачадзе Т.В., судебная коллегия
установила:
Джусупова А.В., действующая в интересах несовершеннолетней Д.А.А., обратилась в суд с иском к ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области) о признании незаконным решения об отказе в приватизации квартиры по "адрес"9 в "адрес", о признании за Д.А.А., " ... " года рождения, права на приватизацию данной квартиры, о возложении обязанности заключить с Д.А.А. договор бесплатной передачи в собственность данной квартиры.
В ходе судебного рассмотрения истец исковые требования изменил, в качестве соистца в дело вступил Джусупов А.А., действующий также в интересах несовершеннолетней Д.А.А., в качестве ответчика дополнительно была указана Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что в период прохождения службы в УФСИН России по Курганской области Джусупову А.А. было предоставлено жилое помещение на основании решения N от 14 декабря 2011 г. Впоследствии с ним был заключен договор социального найма жилого помещении N от 26 декабря 2011 г. на право пользования трехкомнатной квартирой N по "адрес" в "адрес". С указанного времени он зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении. Квартира расположена в многоквартирном жилом доме, который является объектом федеральной государственной собственности и закреплен на праве оперативного управления за ФКУ "Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области". Обратившись к ответчику с заявлением о приватизации занимаемой квартиры на имя несовершеннолетней дочери Д.А.А., " ... " года рождения, и представив нотариально заверенное согласие Джусупова А.А. об отказе от участия в приватизации, ими был получен отказ со ссылкой на отсутствие у ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Курганской области полномочий по распоряжению данным недвижимым имуществом. Данный отказ истцы полагали незаконным, указывая, что в соответствии с договором N 32-010 от 16 июня 2009 года о закреплении федерального имущества за ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Курганской области, в том числе и спорной квартиры, последнему предоставлены все полномочия собственника (право владения, пользования, распоряжения). По мнению истцов, установленных законом оснований для отказа в приватизации спорной квартиры не имеется. Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что приватизация осуществляется в установленном законом порядке вне зависимости от воли лиц, на которых возложена обязанность по заключению таких договоров.
В окончательном варианте истцы просили признать незаконным решение ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по "адрес" об отказе в приватизации квартиры по "адрес"9 в "адрес", о признании за Д.А.А., " ... " года рождения, права на приватизацию данной квартиры, о возложении на ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Курганской области обязанности заключить с Д.А.А. договор бесплатной передачи в собственность данной квартиры.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Сершова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, при этом требования к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации не поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" Серебряков И.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзыве. Указывал, что решение об отказе в приватизации спорного жилого помещения является законным, поскольку ответчик не обладает полномочиями по заключению договоров приватизации недвижимого имущества, находящегося на его балансе. В соответствии с абзацем 2 статьи 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" учреждение, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации с согласия собственников.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области по доверенности Никачадзе Т.В. относительно удовлетворения иска также возражала.
Представители третьего лица ТУ Росимущества в Курганской области, ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии у него полномочий по заключению договоров приватизации недвижимого имущества, находящегося на его балансе. Полномочия собственника имущества осуществляет ФСИН России. По мнению ответчика, суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки доводам ответчика о том, что учреждение, в оперативном управлении которого находится жилищный фонд, только с согласия Учредителя вправе отчуждать, в том числе передавать в безвозмездное пользование основные фонды.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области по доверенности Никачадзе Т.В. доводы апелляционной жалобы ответчика поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Джусупов А.А. проходил службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области Джусупову А.А. было предоставлено жилое помещение - квартира "адрес".
26 декабря 2011 г. между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области и Джусуповым А.А. был заключен договор N социального найма жилого помещения - квартиры "адрес", предоставленной для проживания нанимателя и членов его семьи, включая супругу Джусупову А.В. и дочь Д.А.А., " ... " года рождения (л.д. 52-55).
С 26 декабря 2011 г. в указанной квартире зарегистрированы и проживают Джусупов А.А., Джусупова А.В., Д.А.А. (л.д. 11).
Согласно кадастровому паспорту от 22 июля 2009 г. помещение N в "адрес" в "адрес" представляет собой жилое помещение - трехкомнатную квартиру площадью 39,2 кв.м, расположенную на втором этаже здания (л.д. 17).
В соответствии со справкой ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Курганский филиал N по состоянию на 14 апреля 2009 г., жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", состоит из трех комнат жилой площадью 18,7 кв.м, 6,8 кв.м и 4,3 кв.м, кухни площадью 4,7 кв.м, санузла площадью 1,9 кв.м, коридора площадью 2 кв.м, итого жилая площадь - 29,8 кв.м, вспомогательная - 9,4 кв.м, общая площадь - 39,2 кв.м (л.д. 15).
По информации МКУ "Жилищная политика" Д.А.А., " ... " года рождения, право на приватизацию жилья в городе Кургане не использовала (л.д. 6). Джусуповым А.А. и Джусуповой А.В. нотариально оформлено согласие о приватизации квартиры "адрес" на имя дочери Д.А.А. (л.д. 8-9).
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что квартира по адресу: "адрес"9 в "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и передана в оперативное управление ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Курганской области", что подтверждено представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 31 марта 2011 г. и о государственной регистрации права оперативного управления от 16 ноября 2009 г. (л.д. 18-19).
Как следует из письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области от 14 апреля 2014 г. N/ТО/8-С-3 в удовлетворении заявления о приватизации на имя несовершеннолетней Д.А.А. занимаемого Джусуповыми жилого помещения отказано по тем основаниям, что, владея жилым помещением на праве оперативного управления, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области не вправе распоряжаться им, рекомендовано обратится в ТУ Росимущества в Курганской области (л.д. 14).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов, заявленные в интересах несовершеннолетней дочери Д.А.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорное жилое помещение - квартира "адрес", относится к государственному жилищному фонду, истец Джусупова А.А. проживает в данном жилом помещении вместе с родителями на законном основании - на условиях договора социального найма, ранее не участвовала в приватизации.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании права истца Д.А.А. на приватизацию спорной квартиры "адрес" является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из материалов дела следует, что спорная квартира "адрес", находящаяся в федеральной собственности, передана на праве оперативного управления Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Курганской области" (л.д. 15).
В соответствии с договором N 32-010 от 16 июня 2009 г. о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление, ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Курганской области" вправе в отношении переданного ему в оперативное управление имущества, в том числе в отношении 16-ти квартирного жилого дома "адрес", в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением осуществлять права владения, пользования, распоряжения им (л.д. 50).
В силу указанного положения ответчику ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Курганской области" предоставлено право в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" заключать с гражданами договоры приватизации жилых помещений в здании N по "адрес" в "адрес".
Удовлетворяя иск с учетом установленных обстоятельств по делу, суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным отказа ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Курганской области" в заключении договора бесплатной передачи квартиры в собственность и в соответствии с требованиями закона возложил на ответчика обязанность заключить с истцом договор приватизации на спорное жилое помещение.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области в решении вопроса о приватизации квартиры N "адрес" не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку основан на субъективном толковании норм материального и процессуального права со стороны ответчика без взаимосвязи с другими нормами права, регулирующими данные вопросы, а также обстоятельствами дела.
Пункт 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Положения указанных правовых норм применительно к вопросу приватизации жилого помещения находят свое разъяснение в статье 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая, как уже указывалось выше, устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, осуществляется лишь при наличии соответствующих полномочий, предоставленных собственником указанных жилых помещений.
На основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Уставу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, органом государственной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, выступает Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации (ФСИН России).
Поскольку полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в соответствии с договором N 32-010 от 16 июня 2009 г., заключенным с ФСИН России, переданы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик, в оперативном управлении которого находится спорное жилое помещение, в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является управомоченным лицом на заключение договора приватизации, является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционной порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.