Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2015 года, которым постановлено исковые требования Токаревой В. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить. Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Козьмодемьянске Республики
Марий Эл включить в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости Токаревой В.С., периоды учебы на курсах повышения квалификации с "дата" засчитать в льготном исчислении (один год работы как один год шесть месяцев) в стаж работы Токаревой В.С., дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период работы с "дата" Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл назначить Токаревой В.С. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, то есть с "дата". Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в пользу Токаревой В.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Токарева В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в
г. Козьмодемьянске), в котором просила признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, обязать ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске включить в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности для назначения досрочной пенсии по старости периоды учебы на курсах повышения квалификации: "дата"., обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении, один год работы как один год шесть месяцев, период работы с "дата" г. в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская ЦРБ", обязать ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянск назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в
ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске с заявлением о назначении пенсии "дата" г. В обоснование иска указала, что "дата" она обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске от "дата". в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. Ответчиком в требуемый специальный стаж не включены периоды учебы на курсах повышения квалификации
с "дата". Также период работы с "дата". в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская ЦРБ" был засчитан в календарном исчислении. С данным решением истец не согласна, так как оно не соответствует положениям пенсионного законодательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж истца периода работы с "дата" г. в льготном исчислении, один год работы как один год шесть месяцев и досрочном назначении пенсии с "дата"., принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в этой части отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными, должностные обязанности которых являются различными, оснований для установления тождества работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи работе, поименованной в льготном Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (далее - Перечень), в должности медицинской сестры - анестезиста, не имеется.
В возражениях на жалобу Токарева В.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ - УПФ РФ в
г. Козьмодемьянске.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения Токаревой В.С., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске, не оспаривая решение суда в части включения в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости Токаревой В.С., периодов учебы на курсах повышения квалификации с "дата" г., приводит доводы об отмене решения суда в части включения в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении периода работы с "дата". в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская ЦРБ" и возложении обязанности на ответчика назначить Токаревой В.С. досрочную страховую пенсию с "дата".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по назначению пенсии ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске от "дата"
Токаревой В.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет. Специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии, т.е. на "дата"., составил " ... ".
Принимая решение по делу, суд первой инстанции возложил на
ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске обязанность включить в специальный стаж истца период ее работы с "дата". в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи
ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская ЦРБ" в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. При этом судом сделан вывод о том, что занимая Токаревой В.С. должность фельдшера, идентична предусмотренной Перечнем должности медицинской сестры-анестезиста, ввиду отсутствия различия по их функциональным обязанностям и условиям труда.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда и считает, что оснований для исчисления спорного периода работы истца в льготном порядке не имеется по нижеследующим основаниям.
Правительством Российской Федерации издано Постановление N 781 от 29.10.2002 г., которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка в подразделе "средний медицинский персонал" указана должность "фельдшер", в разделе "Наименование учреждений" - "станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи".
В пункте 2 разделов Перечня "Наименование структурных подразделений", "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, должность "фельдшера" в нем отсутствует.
Таким образом, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры-анестезиста в льготном исчислении.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. N 377 (ранее действующей) и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г.
N 1183н, поименованы должности "фельдшер" и "медицинская сестра-анестезист". При этом в Номенклатуре от 1999 года для должностей фельдшера и медицинской сестры предусмотрены разные разряды для оплаты труда. Из Постановления Минтруда России от 27.08.1997 г. N 43
"О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (действующего в период до 30 ноября 2008 года) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. N 541н, следует, что должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста не идентичны.
Приказом Министерства здравоохранения России от 26.03.1999 г.
N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены как должности "фельдшер" выездной бригады, так и "медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии".
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 г. N 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер".
При этом в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. В данном случае такие основания отсутствуют, и тождественность должностей с учетом должностных обязанностей не могла быть установлена судом.
Кроме того, при оценке пенсионных прав по указанному спорному периоду работы истца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также отсутствуют основания для его включения в стаж в льготном исчислении, поскольку согласно утвержденному указанным постановлением "Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" в числе структурных подразделений указаны "Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи), анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии при этом в разделе "наименование должностей" должность фельдшера не поименована. Поэтому в соответствии с указанным Перечнем работа в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи не дает права на льготное исчисление стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.
Поскольку без учета льготного исчисления периода работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская ЦРБ" на день обращения в пенсионный орган "дата" и при зачете в ее специальный стаж периодов учебы на курсах повышения квалификации с "дата".,
с "дата" истец не выработала требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает доводы жалобы ответчика убедительными. С целью исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, оспариваемое решение подлежит отмене в оспариваемой части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2015 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл обязанности засчитать в льготном исчислении (один год работы как один год шесть месяцев) в стаж работы Токаревой В. С., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с "дата"., и назначить Токаревой В. С. досрочную страховую пенсию по старости в связи лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, то есть с "дата".
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Токаревой В. С. отказать.
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.