Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 сентября 2015 года по делу о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ГВА к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА от 31 марта 2015 года N 024/15 директор общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее ООО " "данные изъяты"") ГВА привлечена к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Указанное постановление Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обжаловал вышестоящему должностному лицу.
Решением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧАС от 15 апреля 2015 года постановление от 31 марта 2015 года оставлено без изменения.
На указанные постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧАС Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест в Южно-Сахалинский городской суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 сентября 2015 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях директора ООО " "данные изъяты"" ГВА состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На указанное решение судьи старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА принесена жалоба, в которой он просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд. В обоснование жалобы он не соглашается с квалификацией судьей административного правонарушения и его выводом об отсутствии в действиях ГВА состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА, поддержавшего доводы жалобы, представителя ДЮИ, помощника Сахалинского природоохранного прокурора ПАВ, возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего оставить решение без изменения, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Экологические требования при эксплуатации зданий закреплены в статьях 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту Федеральный закон N 7-ФЗ).
В силу части 1 статьи 34 указанного Федерального закона эксплуатация зданий, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федеральный закон N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, в постановлении о привлечении директора ООО " "данные изъяты"" ГВА к административной ответственности не указано какие экологические требования нарушены при эксплуатации здания дома N по улице "данные изъяты" в городе Южно-Сахалинске, а именно, не указано какие технологии и требования в области охраны окружающей среды нарушены и какие нормативы не соблюдены.
При этом, как следует из постановления о привлечении директора ООО " "данные изъяты"" ГВА к административной ответственности, общество, образуя отходы бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства, относящиеся к V классу опасности, в нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не предоставило в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014 год.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно выписке Департамента экономического развития администрации города Южно-Сахалинска от 17 марта 2011 года N 159 ООО " "данные изъяты"" является субъектом малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", в связи с чем на обществе лежит обязанность, предусмотренная Федеральным законом N 89-ФЗ, предоставлять отчет об образовании отходов производства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно разъяснениям Росприроднадзора от 13 июля 2015 года N В02-01-36/11991 нарушение субъектами малого предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы, положений части 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ, в том числе, непредставление отчетности в срок, установленный Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года N 30, образует в его действиях состав административного правонарушения, квалифицируемый по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ООО " "данные изъяты"", директором которого является ГВА, нарушены экологические требования при обращении с отходами производства, судья Южно-Сахалинского городского суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях директора общества ГВА состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Учитывая, что санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгое наказание, чем санкция статьи 8.1 названного Кодекса, судья Южно-Сахалинского городского суда пришла к правильному выводу о невозможности переквалификации действий руководителя ООО " "данные изъяты"" на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка ГВА, изложенная в ответе на уведомлении ее о рассмотрении настоящего дела судьей Сахалинского областного суда, на то, что она не была надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения данного дела судьей Южно-Сахалинского городского суда, является несостоятельной.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Как следует из материалов дела о месте и времени рассмотрения дела ГВА извещалась судьей Южно-Сахалинского городского суда по месту жительства и по месту работы.
Корреспонденция, направленная по месту ее работы, получена лицом по доверенности от ГВА, корреспонденция, направленная по месту жительства ГВА, вернулась в суд с отметкой об истечении срока хранения, при соблюдении приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
В этой судья Южно-Сахалинского городского суда обосновано признала ГВА извещенной о дате и времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 сентября 2015 года по делу о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ГВА к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ЧСА - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.