судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Мананниковой В.Н., Ирышковой Т.В.,
при секретаре Ершовой Н.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 11.11.2015 г., которым постановлено:
"Иск Ханонкиной Д.Л. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области восстановить выплату Ханонкиной Д.Л. пенсии.
Исковые требования в части требований о возобновлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.".
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ханонкина Д.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с иском о воостановлении выплаты пенсии на территории РФ. В обоснование иска указала, что до 12.01.1991 г. проживала в г. Пензе, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии по старости на основании закона "О государственных пенсиях в РФ". ДД.ММ.ГГГГ она выехала на постоянное место жительства в Израиль. В связи с выездом в другое государство выплата пенсии была произведена за 6 месяцев вперед, а впоследующем - приостановлена. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о восстановлении выплаты пенсии, приложив справку о нахождении в живых, копию паспорта гражданина Израиля, копию трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в восстановлении пенсии отказано на том основании, что она не проживает на территории РФ, а также ввиду истечения 10-летнего срока со дня прекращения выплаты пенсии. Указанное решение считает незаконным и просит обязать ответчика восстановить выплату пенсии с момента обращения с соответствующим заявлением в УПФР.
Ленинский районный суд г.Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование ссылается на то, что право на пенсию у истицы отсутствует, поскольку она проживает в государстве Израиль. Восстановление выплаты пенсии также не представляется возможным ввиду того, что согласно пп.2 п.3 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" восстановление выплаты пенсии производится, если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет, а обращение истицы имело место по истечении 10 лет со дня прекращения выплаты пенсии. По нормам законодательства РФ пенсия истице не назначалась. Кроме того, при обращении с заявлением истицей не были представлены необходимые для назначения пенсии документы.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, проверив законность решения применительно к ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, до 1991 г. Ханонкина Д.Л. проживала на территории РФ и являлась получателем персональной пенсии местного значения (л.д.26).
В январе 1991 г. Ханонкина Д.Л. выехала на постоянное место жительства в Израиль, где проживает по настоящее время по адресу: "адрес", и имеет гражданство Израиля.
В связи с выездом истицы на постоянное место жительства в государство Израиль выплата пенсии истице была прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ истица, действуя через своего представителя, обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г. Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ в возобновлении выплаты пенсии отказано ( л.д.5).
Считая свои права нарушенными отказом в возобновлении выплаты пенсии, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1 ст. 39 ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок назначения персональных пенсий регламентировался Положением о персональных пенсиях, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977 г. N 1128 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 18.06.1991 N 334).
Согласно п.1 Положения персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта.
В соответствии с Положением о персональных пенсиях, которое было признано недействующим на территории РФ Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1992 г. N 603, персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения устанавливались лицам, которые достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, или независимо от возраста, если они являются инвалидами.
Персональные пенсии лицам, имеющим также право на пенсию по старости на льготных условиях, устанавливались по достижении ими возраста, дающего право на эту пенсию в соответствии с действующим законодательством.
Выплата пенсии персональному пенсионеру осуществлялась пожизненно.
В соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой 12.06.1990 г., Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.
Впервые право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ, было предусмотрено законом Российской Федерации от 02.07.1993 г. "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации", который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации".
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом, если выезд состоялся до 1.07.93 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15.06.98 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.1998 года N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" указанные статьи Закона от 02.07.1993 года признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права, на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 01.07.1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ, права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установленное Законом Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" ограничение несовместимо с указанными целями и потому противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Лишение гражданина права на получение назначенной ему трудовой пенсии в период постоянного проживания за пределами Российской Федерации не соответствует и статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из которой следует, что, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство в отношении пользования этим правом может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанного права и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение.
Указанные нормы права и фактические обстоятельства по делу обоснованно позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что лишение истицы права на получение пенсии, которую она заслужила предшествующим трудом и которая была назначена в соответствии нормами действующего на тот период законодательства, является прямым нарушением ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что с момента прекращения выплаты пенсии прошло более 10 лет, что в свою очередь препятствует восстановлению выплаты пенсии, являлся предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно, со ссылкой на противоречие Конституции РФ, ст.1 Протокола от 20.03.1952 г. и Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", признан несостоятельной.
При указанных обстоятельствах суд правомерно возложил на ответчика обязанность по восстановлению выплаты истице пенсии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 11.11.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.