Постановление Президиума Приволжского окружного военного суда Самарской области от 28 декабря 2015 г. по делу N 4Га-118/2015
Президиум Приволжского окружного военного суда в составе:
председателя президиума - Данилова В.В.,
членов президиума: Ментова В.Г.,
Ляпина Н.А.,
Иванчикова Д.А.,
при секретаре Харитоновой М.Н., с участием представителя административного ответчика Некуш К.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Бровина М.И. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 14 августа 2015 года по заявлению военнослужащего Тюрина П.В. об оспаривании действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, расчёт которой произведён без применения повышенного поправочного коэффициента и без учёта права на дополнительную площадь.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Некуш К.Б. в поддержку доводов кассационной жалобы, президиум Приволжского окружного военного суда
установил:
решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 14 августа 2015 года, частично удовлетворено заявление Тюрина, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 13 мая 2015 года N 848 в части, ограничивающей его в праве на дополнительную площадь жилого помещения и применение повышенного поправочного коэффициента, и обязать названное должностное лицо решение в этой части отменить и принять решение о предоставлении жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную площадь жилого помещения и с применением поправочного коэффициент 2,375.
Суд признал оспариваемое заявителем решение незаконным в части применения в расчёте субсидии поправочного коэффициента 2,25 и обязал заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" это решение в соответствующей его части отменить и произвести расчёт жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375.
Кроме того, с ФГКУ "Центррегионжилье" в пользу Тюрина были частично взысканы понесённые им расходы по уплате государственной пошлины в сумме N рублей и оплате помощи представителя в сумме N рублей.
В удовлетворении остальных требований заявителю было отказано
В кассационной жалобе представитель по доверенности заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" Бровин М.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы её автор, анализируя нормы действующего законодательства, считает, что в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 9 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, повышенный коэффициент 2,375 должен применяться лишь к гражданам, уволенным с военной службы. Поскольку Тюрин не относится к этой категории лиц, основания для применения к нему указанного коэффициента отсутствуют.
Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 8 декабря 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Приволжского окружного военного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Приволжского окружного военного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что Тюрин, проходящий военную службу по контракту и имеющий общую продолжительность военной службы более 18 лет, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к начальнику ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией с поправочным коэффициентом для её расчета в размере 2,375.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 13 мая 2015 года N 848 заявление Тюрина о предоставлении ему жилищной субсидии удовлетворено, однако её размер был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25.
Полагая, что при расчёте субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, Тюрин оспорил решение в суд, которым его требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд указал, что заявитель относится к категории военнослужащих, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 18 лет и не обеспечен на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом гарнизонного военного суда согласился.
Между тем данный вывод основан на неправильном истолковании закона.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одной из форм реализации жилищных прав военнослужащих является предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
В соответствии с п. 16 этой нормы Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 7 названных Правил для военнослужащих с общей продолжительностью военной службы от 16 лет до 20 лет, к которым относится административный истец, имевший выслугу лет на момент принятия решения о предоставлении жилищной субсидии 18 лет и 8 месяцев, установлен поправочный коэффициент 2,25.
Согласно п. 9 Правил военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы Закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и недвусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку Тюрин не относится к категории лиц, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", он до исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы был не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с увеличением поправочного коэффициента до 2,375.
Иное толкование п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является ошибочным.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно ст. 328 и п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов в этой части и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Тюрина, в том числе в соответствии со ст. 111, 112 КАС Российской Федерации, в части возмещения ему судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, президиум Приволжского окружного военного суда
постановил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 14 августа 2015 года по делу об оспаривании Тюриным П.В. действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, расчёт которой произведен без применения повышенного поправочного коэффициента и без учёта права на дополнительную площадь жилого помещения, изменить, отменив их в части признания действий названного должностного лица незаконными и возложения на него обязанности произвести расчёт жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с применением повышенного поправочного коэффициента 2,375, а также в части взыскания с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Тюрина П.В. судебных расходов, и принять по делу в этой части новое решение, которым Тюрину П.В. в удовлетворении данных требований отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.