Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Карповой В.Н., Морозовой В.Н.,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 года
апелляционную жалобу истца Ноговицыной О. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ноговицина А. В. на решение Бейского районного суда от 02 декабря 2015 года, которым в удовлетворении её исковых требований к Администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить жилое помещение, отказано.
Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения истца Ноговицыной О.А., ее представителя Кукушкиной М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ноговицына О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ноговицина А.В., обратилась в суд с иском к Администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить жилое помещение. Требования мотивировала тем, что в зону чрезвычайной ситуации попало жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое принадлежало на праве собственности ей и ее умершей матери ФИО6, наследником которой она является. В получении жилья в собственность взамен утраченного ей отказано. Истец считала, что имеет право на получение жилья в собственность бесплатно для своего проживания и проживания своего несовершеннолетнего сына.
В судебном заседании истец Ноговицына О.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Бейского района Республики Хакасия Протасова А.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, а также представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Сабинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, привлеченных к участию в деле определением судьи Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласна истец Ноговицына О.А.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, она просит решение отменить, принять новое. В обоснование своих доводов указывает на то, что до утраты спорного жилого помещения она являлась его собственником, она и ее сын Ноговицин А.В. были в нем зарегистрированы, другого жилого помещения не имеют. Обращает внимание на то, что в связи отсутствием в д. Новокурск работы она вынуждена была совместно с сыном временно выехать в "адрес". Она и Ноговицин А.В. получили единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества. Заявитель жалобы считает необоснованной ссылку суда на решение Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО5 и ФИО4, поскольку в указанном деле не рассматривались её исковые требования.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав истца Ноговицыну О.А., ее представителя Кукушкину М.А., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 и пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429 (ред. от 16.07.2015 N 709) утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пунктом 7 Правил утвержден размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 года N 241 (ред. от 27.07.2015 N 361) утвержден порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее - Порядок).
Пунктом 19 Порядка в качестве основания для отказа во включении в списки граждан, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, указано несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 - 6 настоящего Порядка.
В свою очередь подпунктом "а" пункта 4 названного Порядка предусмотрено, что меры поддержки предоставляются гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия и приобретенного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность
Таким образом, условиями предоставления мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома являются проживание на момент возникновения чрезвычайной ситуации в утраченном в результате пожара жилом помещении, на которое гражданин имеет право собственности, отсутствие иного пригодного для жилья помещения в собственности претендующего на получение мер социальной поддержки и членов его семьи.
Как следует из материалов дела, согласно договору обмена от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обменяла принадлежащую ей на праве собственности N жилого дома с постройками, находящуюся по адресу: "адрес", на квартиру находящуюся в "адрес", принадлежащую на праве собственности ФИО6, ФИО2, Ноговицыной О.А., ФИО5 и ФИО3
Распоряжением главы Администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ N-р домовладение по вышеуказанному адресу включено в список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Бейского района Республики Хакасия.
Указанное обстоятельство подтверждается также справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ГО и ЧС по Бейскому району Республики Хакасия.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение уничтожено полностью, восстановлению не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что Ноговицына О.А. и ее несовершеннолетний сын Ноговицин А.В. были зарегистрированы по адресу: "адрес", но фактически в жилом доме по указанному адресу не проживали.
В выписке из похозяйственной книги Администрации Сабинского сельсовета фактически по адресу "адрес" проживают ФИО5 и ФИО4
Указанное обстоятельство не оспаривалось истцом Ноговицыной О.А. Как пояснила истец при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, она не проживала в доме с 2005 года, указывая на вынужденность своего выезда из жилого помещения.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении истцов в списки граждан, утративших жилые помещения и об обязании предоставления им меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.
Как следует из материалов дела, решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт владения ФИО5 на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", она - ФИО5 и ее сын ФИО4 признаны постоянно проживавшими по состоянию на 12.04.2015 по указанному адресу и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия 12.04.2015. На Администрацию Бейского района Республики Хакасия возложена обязанность включить ФИО5, ФИО4 в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия возложена обязанность на основании вышеуказанного списка предоставить ФИО5, ФИО4 взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения общей площадью 42 кв.м. с последующим оформлением указанного жилого помещения в их собственность.
Согласно справке главы Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия по вышеуказанному адресу построено жилое помещение площадью 42 кв.м. для последующей передачи в собственность ФИО5 и ФИО4
В силу пункта 11 Постановления Правительства РФ от 30.04.2015 N 429 (ред. от 16.07.2015) меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о вынужденности ее непроживания в утраченном жилом помещении не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения при разрешении спора.
Несостоятелен довод апеллянта о том, что решение суда, установившее факт владения сгоревшим жилым помещением на праве собственности ФИО5 и признании ее и несовершеннолетнего ФИО4 постоянно проживавшими по указанному адресу, не имеет значения при рассмотрении ее исковых требований. Указанным решением установлен состав семьи, имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения в связи с утратой жилого дома по адресу: "адрес".
Наличие права собственности на долю утраченного жилого помещения при отсутствии факта проживания в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации не дает истцу права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Предоставляя меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, государство выполняет возложенную на него социальную функцию, предусмотренную статьей 7 Конституции РФ, а не принимает обязательств по полному возмещению ущерба в связи с утратой имущества.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бейского районного суда от 02 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ноговицыной О. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ноговицина А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи В.Н. Карпова
В.Н.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.