судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Петровой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагина ФИО9 на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 3 декабря 2015 года, состоявшееся по жалобе Калемагина С. Б. на постановление инспектора по Камызякскому району по пожарному надзору Кузнецова А. А. N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагина ФИО10,
установил:
постановлением инспектора по Камызякского району по пожарному надзору от 30 октября 2015 года глава Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагин С. Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20. 4 Кодекса об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Калемагиным С. Б. подана жалобв в Камызякский районный суд Астраханкой области, в которой был поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращения производства по делу.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 3 декабря 2015 года жалоба главы Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагина С. Б. оставлена без удовлетворения, а постановление инспектора по Камызякского району по пожарному надзору от 30 октября 2015 года - без изменения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ставится вопрос об отмене решения Камызякского районного суда Астраханской области от 3 декабря 2015 года, состоявшегося по жалобе Калемагина С. Б. на постановление инспектора по Камызякскому району по пожарному надзору Кузнецова А. А. N от 30 октября 2015 года, в обоснование жалобы указано, что при проведении внеплановой проверки была нарушена процедура, предусмотренная ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ", так как привлекаемое к ответственности лицо не было уведомлено о проведении проверки в установленный указанным Законом срок, полагает, что все полученные в результате этой проверки доказательства не могут быть основаниям для привлечения к ответственности, так как получены с нарушением закона, считает, что инспектором по пожарному надзору и судом неправильно истолковано понятие " территория общего пользования ", полагает, что протокол об административном правонарушении не является доказательством правонарушения, кроме того, Калемагин С. Б. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, судом не учтены положения действующего законодательства относительно того, что должностное лицо органа местного самоуправления может быть привлечено к ответственности только судом, а не инспектором.
Заслушав представителя главы Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагина С. Б. - Кисарову Д. Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя отделения надзорной деятельности по Камызякскому району - Фролова А. Г., возражавшего относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемых решений не нахожу.
Частью 3 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ " О пожарной безопасности " под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 " О пожарной безопасности " ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 были утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Администрации МО " Раздорский сельсовет ", расположенной по адресу "адрес", ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации МО " Раздорский сельсовет " - Калемагин С. Б. в период с "данные изъяты" часов нарушил требования статьи 19 Федерального закона " О пожарной безопасности ", а именно: не в полном объеме исполнил полномочия органов местного самоуправления поселений в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта по оснащению территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспектором по пожарному надзору и судом правильно дано понятие " территории общего пользования ".
На основании пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимается незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. При этом любое лицо может пройти через земельный участок, если он не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, и это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
С учетом установленных обстоятельств, действия главы администрации МО " Раздорский сельсовет " Калемагина С. Б. были правильно квалифицированы по части 3 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, судьей Камызякского районного суда Астраханкой области были в полной мере учтены положения Федерального закона " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ", Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации ", регулирующие порядок проведения проверочных мероприятий органами прокуратуры.
Согласно материалов дела, проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Администрации МО " Раздорский сельсовет " проводилась помощником прокурора Камызякского района Астраханской области Полежаевой Е. В. в соответствии со статьей 22 ФЗ " О прокуратуре " при участии государственного инспектора ОНД и ПР по Камызякскому району Кузнецова А. А.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации " прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Из содержания приведенных норм не следует, что Законом о прокуратуре предусмотрено обязательное присутствие проверяемого лица при осуществлении надзора за исполнением законов.
В силу части 1 статьи названного Закона определен предмет надзора прокурора за исполнением законов, а именно соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В данном случае проверка исполнения действующего законодательства Администрацией МО " Раздорский сельсовет " проводилась непосредственно сотрудниками Камызякской районной прокуратуры, при этом, материалы данной общенадзорной прокурорской проверки в силу положений статьи 26. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются доказательством по делу об административном правонарушении.
В силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Федеральным законом " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Следовательно, располагая информацией, полученной в результате проведения прокурорской проверки, должностное лицо государственного пожарного надзора реализовало свое право на привлечение к административной ответственности в рамках административного производства.
В суде было установлено, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности Администрации МО " Раздорский сельсовет " проводилась в рамках исполнения поручения прокурора Камызякского района Астраханской области о соблюдении требований противопожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данная проверка проведена в рамках осуществления прокурорского надзора, нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "" О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " не допущено.
Доводы жалобы о том, что глава МО " Раздорский сельсовет " Калемагин С. Б. был незаконно привлечен к административной ответственности не уполномоченным на то должностным лицом - инспектором по Камызякскому району по пожарной безопасности, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " он, как Глава администрации сельскогопоселения, может быть привлечен к ответственности только судом, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 1. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23. 34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20. 4 настоящего Кодекса.
Приведенные выше положения закона свидетельствуют о том, что государственный инспектор по пожарному надзору Камызякского района Астраханской области правомочен был рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации МО " Раздорский сельсовет " Калемагина С. Б.
Каких-либо особых процедур привлечения должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности ни нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Ссылка в жалобе на нормы статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " является несостоятельной, поскольку указанная статья не регулирует правоотношения, связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что Калемагин С. Б. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является несостоятельной.
Определение инспектора по пожарному надзору Камызякского района Астраханской области от 15 октября 2015 года о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении было направлено по юридическому адресу Администрации МО " Раздорский сельсовет " и получено 16 октября 2015 года, что подтверждается уведомлением о вручении от 16 октября 2015 года.
Указание на то, что лицо, получившие данное определение, не является работником Администрации МО " Раздорский сельсовет ", нельзя принять во внимание, так как порядок отправления и принятия почтовой корреспонденции, назначение ответственных лиц за указанные действия, относится к полномочиям должностных лиц Администрации МО " Раздорский сельсовет ", получение уведомления по юридическому адресу Администрации МО " Раздорский сельсовет " посторонним лицом (как указано в жалобе) не может быть расценено как неисполнение должностным лицом пожарного надзора обязанности по своевременному уведомлению о составлении протокола.
Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене постановления инспектора по пожарному надзору Камызякского района Астраханской области и решения судьи, в жалобе не содержится.
Наказание, назначенное Калемагину С. Б. отвечает требованиям закона.
При рассмотрении дела нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену принятого решения, допущено не было, дело было рассмотрено судьей всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление инспектора по Камызякскому району по пожарному надзору от 30 октября 2015 года, решение Камызякского районного суда Астраханской области от 3 декабря 2015 года - оставить без изменения, жалобу главы Администрации МО "Раздорский сельсовет " Калемагина ФИО11 - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.