Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.
судей областного суда Усенко О.А., Стус С.Н.
при секретаре Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А.
дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 30 ноября 2015 года по гражданскому делу по иску Дробышевой Л.Г. к администрации города Астрахани, Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Дробышева Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации г.Астрахани об обязании предоставить ей жилое помещение, указав, что является инвалидом 2 группы, имеет диагноз "данные изъяты" постановлением администрации г.Астрахани от 15 января 2015 года N 121 она поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и имеет право на внеочередное получение изолированной жилой площади.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила свои требования, просила суд обязать администрацию города Астрахани и Правительство Астраханской области предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании представитель истца Фадеева Н.С. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков администрации г.Астрахани и Правительства Астраханской области Свирепова Л.В. и Бакаев Т.А. исковые требования не признали, просил отказать в их удовлетворении.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 30 ноября 2015 года иск Дробышевой Л.Г. удовлетворен, на Правительство Астраханской области возложена обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Астраханской области ставит вопрос об отмене вынесенного решения ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, мотивировав тем, что истец исключена из перечня категорий граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда Астраханской области в соответствии с Законом Астраханской области от 10.10.2006 г. N75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" в редакции от 06.11.2015 года.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителей ответчиков Правительства Астраханской области Бакаева Т.А., Королеву И.П., администрации муниципального образования "Город Астрахань" Тырнову А.А., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Фадееву Н.С., возражавшую против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Охрана здоровья граждан в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 124-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По общему правилу, закрепленному частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Исключение из этого правила установлено частью 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, в частности активными формами туберкулеза, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Из материалов дела следует, что Дробышева Л.Г. является инвалидом второй группы (в соответствии со справкой N инвалидность ей установлена с 21 января 2015 года) и страдает тяжелой формой хронического заболевания "данные изъяты", что подтверждается выпиской из протокола N1782 врачебной комиссии ГБУЗ АО "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" от 08 сентября 2014 года. С 2001 года истец состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний. Однако была снята с учета, о чем ей стало известно только летом 2014 года. 15 января 2015 года Дробышева Л.Г. вновь была поставлена на учет, что подтверждается постановлением N 121 от 15 января 2015 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал о наличии законных оснований у истца для получения жилого помещения вне очереди, сославшись на вышеприведенные Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы суд также обоснованно установил, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительство Астраханской области, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), то есть редакции, действующей на момент постановки истца на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке предусматривалось, что больным заразными формами туберкулеза, проживающими в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" (в редакции Закона Астраханской области от 26.12.2007 N 88/2007-ОЗ) предусматривалось, что жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области предоставляются, в том числе такой категории граждан, признанным по установленным федеральным и областным законодательством основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий, как больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с 13 мая по ноябрь 2015 года Закон Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-ОЗ не соответствовал федеральному законодательству и применению не подлежал, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку, как указано выше, истец принята на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке до изменений, внесенных в пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ Федеральным законом от 02.05.2015 N 124-ФЗ, а также соответствующих изменений в статью 2 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-ОЗ, внесенных Законом Астраханской области от 06 ноября 2015 года N 75/2015-ОЗ.
Кроме этого, вопреки доводам жалобы, следует отметить, что в силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 того же Федерального закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Астрахани от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.