Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Степина А. Б., Хасановой М. М.
при секретаре Мязиной Н. А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Администрации МО " Ахтубинский район " на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к Администрации МО " Ахтубинский район " о возложении обязанности по обеспечению холодного водоснабжения с. Капустин Яр Ахтубинского района Астраханской области,
установила:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал , что проведена проверка исполнения администрацией МО " Ахтубинский район " обязанностей по организации водоснабжения на территории поселения. Установлено, что подача холодной воды населению "адрес" по "адрес" "адрес" "адрес" , не осуществляется. 29 сентября 2015 года отделом Роспотребнадзора проведены отборы проб питьевой воды из системы водоснабжения "адрес" "адрес" "адрес", Астраханской области, по адресам: "адрес", Детский "адрес" Согласно экспертному заключению, пробы питьевой воды из системы водоснабжения "адрес" "адрес" "адрес" "адрес", по данным адресам не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 " Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества " по микробиологическим показателям. Непринятие мер по улучшению качества воды ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан. Обеспечение подачи воды в границах поселения в соответствии с гигиеническими нормативами должно быть организовано администрацией МО "Ахтубинский район" независимо от того, передавались или не передавались в установленном порядке в собственность администрации водные объекты и объекты инфраструктуры. Непринятие администрацией МО "Ахтубинский "адрес"" мер по обеспечению жителей с. Капустин Яр, "адрес", водой в необходимом объёме создают условия для возникновения чрезвычайной ситуации на территории данного поселения. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, могут привести к необратимым последствиям. Ахтубинский городской прокурор просит суд о бязать Администрацию муниципального образования " Ахтубинский район " обеспечить круглосуточное (бесперебойное) холодное водоснабжение жителей с. Капустин Яр Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, просит обратить решение суда, в случае его удовлетворения, к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель Ахтубинского городского прокурора - Сардаров Ф. А. о. требования административного иска поддержал. Представитель Администрации МО " Ахтубинский район " - Пономарева Т. В. просила в удовлетворении административного иска отказать.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года на Администрацию муниципального образования " Ахтубинский район " возложена обязанность обеспечить круглосуточное (бесперебойное) холодное водоснабжение жителей "адрес" в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 , решение суда обращено к немедленному исполнению
В апелляционной жалобе Администрации МО " Ахтубинский район " ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что в 2013 году водопроводные сети переданы в оперативное управление Администрации МО " Капустиноярский сельсовет ", согласно срочным донесениям МУП ЖКХ " Капьярвод " подача воды в с. Капустин Яр осуществляется ежедневно, постановлением Администрации МО " Ахтубинский район " от 29 января 2015 года определен поставщик, оказывающий услуги по водоснабжению - МУП ЖКХ " Капьярвод ".судом не учтено, что на ряде улиц с. Капустин Яр ведутся работы по замене водопроводных труб, в связи чем, на этих улицах прекращена подача холодной воды. Кроме того, факт отсутствия водоснабжения административным истцом не подтвержден. По заключению территориального Управления Роспотребнадзора следует, что вода на границе балансовой принадлежности МУП ЖКХ " Капьярвод " соответствует требованиям СанПин, а в распределительной сети села им не соответствует, однако, какого то запрета использования питьевой воды не поступало. Суд не учел пояснения временного исполняющего обязанности начальника территориального Управления Роспотребнадзора по Астраханской области о том, что пробы брались в период, когда подача воды была приостановлена.
Представитель Администрации МО " Ахтубинский район " на заседание судебной коллегии не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия.
Заслушав прокурора Бурхетьеву Е. М., возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда ввиду следующих обстоятельств.
Согласно требований статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции России целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом " О водоснабжении и водоотведении ".
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ " О водоснабжении и водоотведении ").
Абоненты, объекты капитального строительства которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 года ) " О водоснабжении и водоотведении ").
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения " (с изменениями и дополнениями, вступившими. в силу с 1 марта 2015 года) население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ").
В силу требований части 1 статьи 10 Федерального закона " О водоснабжении и водоотведении " собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Из дела видно, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО " Ахтубинский район " обязанностей по организации водоснабжения на территории поселения, в результате которой установлено, что подача холодной воды населению "адрес" по "адрес" "адрес" "адрес" не осуществляется.
Кроме того, 29 сентября 2015 года отделом Роспотребнадзора проведены отборы проб питьевой воды из системы водоснабжения "адрес" Яр, "адрес", Астраханской области, по адресам: "адрес", "адрес" согласно экспертному заключению, пробы питьевой воды из системы водоснабжения с. Капустин Яр, Ахтубинского района, Астраханской области, по данным адресам не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 " Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества " по микробиологическим показателям.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложении на Администрацию МО " Ахтубинский район " обязанности обеспечить круглосуточное (бесперебойное) холодное водоснабжение жителей с. Капустин Яр Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 .
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы администрации МО " Ахтубинский район " о том, что администрация осуществляет активную работу по водоснабжению жителей с. Капустин Яр опровергается устными и письменными обращениями жителей с. Капустин Яр Ахтубинсму городскому прокурору, в Прокуратуру Астраханской области, в Приемную Президента Российской Федерации об отсутствии в их домах воды.
Довод апелляционной жалобы администрации МО " Ахтубинский район " о том, что в 2013 году водопроводные сети переданы в оперативное управление Администрации МО " Капустиноярский сельсовет ", согласно срочным донесениям МУП ЖКХ " Капьярвод " подача воды в с. Капустин Яр осуществляется ежедневно, постановлением Администрации МО " Ахтубинский район " от 29 января 2015 года определен поставщик, оказывающий услуги по водоснабжению - МУП ЖКХ " Капьярвод ", судебной коллегией отклоняется, поскольку наличие муниципального предприятия, непосредственно осуществляющего коммунальные услуги населению, не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенных на него законом обязанностей.
Администрация муниципального района обязана осуществлять мероприятия по организации работы муниципального предприятия, непосредственно осуществляющего коммунальные услуги населению, что предусматривает, в том числе финансирование и контроль, своевременное реагирование и принятие мер по надлежащему водоснабжению населения.
По вышеприведенным мотивам не может быть принят во внимание и приводимый в апелляционной жалобе довод администрации МО " Ахтубинский район " о том, что администрация муниципального района не является исполнителем коммунальных услуг с учетом определения данного понятия в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации МО " Ахтубинский район " на то, что не во всех домах с. Капустин Яр имеются перебои с водой, не может быть принят во внимание, поскольку в силу закона никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО "" Ахтубинский район " о том, что холодное водоснабжение оказывается жителям с. Капустин Яр с незначительными перебоями, что является допустимым согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, несостоятельны.
Подпунктом " в " пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую Требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В приложении N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно; а при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Однако, как видно из материалов дела, в жилых домах с. Карустин Яр в длительное время холодное водоснабжения по ряду улиц отсутствовало практически круглосуточно.
Доводы жалобы о том, что Администрация МО " Ахтубинский район " производит определенные ремонтные работы и иные работы для исполнения возложенной на нее обязанности по водоснабжению с. Капустин Яр, не опровергают правильности выводов, изложенных в решении суда. Осуществляя свою уставную деятельность, Администрация МО " Ахтубинский район ", тем не менее, не смогло обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение питьевой водой, что свидетельствует о недостаточности проводимых предприятием мероприятий.
Доводы жалобы о том, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении виновных действий администрации, направленных на необеспечение водоснабжением населения отклоняются, поскольку право на получение бесперебойных по водоснабжению услуг, а также питьевой воды соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права и не может быть поставлено в зависимость от невозможности исполнения обязанности администрации муниципального района по обеспечению граждан водоснабжением.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы.
Выводы суда первой инстанции основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству. В решении суд дал подробный анализ собранным доказательствам, их правовую оценку произвел в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО " Ахтубинский район " - б ез удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.