Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цуканова А.М. на постановление исполняющего обязанности руководителя ФИО7 Д. от 5 августа 2015 года и на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М.,
установил:
Постановлением NN исполняющего обязанности руководителя ФИО7 Д. от 5 августа 2015 года начальник ВС УГРН Ространснадзора Цуканов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере (данные изъяты) рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 ноября 2015 года постановление должностного лица Росфиннадзора оставлено без изменения, жалоба Цуканова А.М. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Цуканов А.М., не соглашаясь с вынесенными по делу постановлением и решением, просит их отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить, указывает, что не является субъектом административного правонарушения.
(данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканов А.М., в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, заслушав защитника М., поддержавшую жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
Единый порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 98н.
В соответствии с утвержденным Порядком, основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, которые представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (пункт 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 9 июня 2014 года между ВС УГРН Ространснадзора, финансовое обеспечение которого в **.**.**** году осуществлялось за счет средств федерального бюджета, и ООО "А." заключен государственный контракт NN на поставку медикаментов для медицинских аптечек. Размер бюджетного обязательства составил (данные изъяты) рублей.
В связи с принятием бюджетного обязательства управление обязано было направить сведения о принятии такого обязательства в УФК не позднее **.**.**** года, однако в нарушение пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 98н, сведения поступили в УФК **.**.**** года, то есть с нарушением срока на 10 календарных дней.
Усмотрев в действиях (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М., не обеспечившего своевременное представление сведений о принятии бюджетного обязательства, признаки состава административного правонарушения по статье 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главный контролер-ревизор отдела контроля и надзора в социальной сфере и отраслях экономики ФИО7 составила 4 февраля 2015 года протокол об административном правонарушении, рассмотрев который исполняющий обязанности руководителя ФИО7 вынес 5 августа 2015 года постановление NN о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере (данные изъяты) рублей.
Цуканов А.М. не согласился с данным постановлением и обжаловал его в Куйбышевский районный суд г. Иркутска.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установилавсе юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и обоснованно согласилась с выводами должностного лица Росфиннадзора о доказанности вины (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку факт нарушения установленного Порядком учета бюджетных обязательств срока направления сведений о принятии бюджетных обязательств установлен, материалами дела подтверждается.
Обсуждая доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, прихожу к следующим выводам.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется органами государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. К таким субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (глава 5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 и 11 Положения).
Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 10 Положения).
В соответствии с данным Постановлением Ространснадзором 15 апреля 2013 года издан Приказ N АК-476фс, которым утверждено Положение о Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласно которому ВС УГРН Ространснадзора является территориальным органом Ространснадзор межрегионального уровня (пункт 1.1), является юридическим лицом, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6.16).
Ответственность по статье 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несут должностные лица казенных учреждений.
Понятие казенного учреждения приведено в статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, им является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности правового положения казенных учреждений, которые в силу пункта 11 названной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть лицо, выполняющее, в частности административно-хозяйственные функции (полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений), в том числе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.18 Положения, утвержденного Приказом 15 апреля 2013 года N АК-476фс, ВС УГРН Ространснадзора возглавляет начальник, который организует работу отделов, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции своих заместителей, начальников отделов, организует их взаимодействие, осуществляет контроль за их деятельностью.
За целевое и эффективное использование бюджетных средств; организацию бухгалтерского и налогового учета, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении хозяйственных операций; представление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в адрес и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, установлена персональная ответственность начальника ВС УГРН Ространснадзора (пункт 6.13).
Приказом Минтранса России от **.**.**** года NN Цуканов А.М. назначен на должность начальника управления - главного государственного инспектора госморречнадзора ВС УГРН Ространснадзора на срок (данные изъяты). Срок полномочий продлен до **.**.**** года приказом от **.**.**** года NN.
Доказательств неисполнения должностных обязанностей (данные изъяты) управления ВС УГРН Ространснадзора в период, относящийся к событию административного правонарушения, Цукановым А.М. непредставлено.
Таким образом, установив факт нарушения органом исполнительной власти требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации, должностное лицо Росфиннадзора, а впоследствии судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Цуканова А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с невыполнением им своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением ВС УГРН Ространснадзора бюджетного законодательства.
Действия должностного лица Цуканова А.М., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по статье 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями бюджетного законодательства, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона и переоценке исследованных доказательств, выводы о виновности должностного лица Цуканова А.М. в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Постановление о привлечении (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для освобождения Цуканова А.М. от административной ответственности в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу указанной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Учитывая изложенные выше законоположения, оценив обстоятельства совершенного Цукановым А.М. административного правонарушения и принимая во внимание характер и степень общественной опасности, прихожу к выводу о том, что непредоставление сведений о принятии бюджетного обязательства в установленный срок при условии, что данный срок нарушен на 10 календарных дней, хотя и содержит формальное наличие всех признаков правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако само по себе какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям не представляет, существенного вреда интересам граждан, общества и государства не причиняет, в связи с чем административное правонарушение подлежит признанию малозначительным, (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканов А.М. - освобождению от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности руководителя ФИО7 Д. от 5 августа 2015 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 ноября 2015 года, вынесенные в отношении начальника ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М. удовлетворить частично.
Постановление NN исполняющего обязанности руководителя ФИО7 Д. от 5 августа 2015 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (данные изъяты) ВС УГРН Ространснадзора Цуканова А.М. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Цуканова А.М. прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.