Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Черемных Н.К. и Стефанкова Д.В.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеилимского района в защиту прав и законных интересов Романовой Г.А. к Министерству финансов Иркутской области о взыскании за счет казны Иркутской области денежной компенсации расходов на оплату электроснабжения и отопления жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Романовой Г.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нижнеилимского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Романовой Г.А. к Министерству финансов Иркутской области, просил взыскать с Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Романовой Г.А. денежную компенсацию расходов на оплату электроснабжения и отопления жилого помещения за период с "дата изъята" по "дата изъята" в размере (данные изъяты).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в прокуратуру района поступило обращение медицинского работника "Березняковской участковой больницы" ОГБУЗ "Железногорская ЦРБ" Романовой Г.А., проживающей и работающей в сельской местности, о нарушении ее прав на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
В ходе проведения проверки установлено, что Романова Г.А. состоит в трудовых отношениях с "Березняковской участковой больницей" ОГБУЗ "Железногорская ЦРБ" с "дата изъята" по настоящее время, работая в должности (данные изъяты).
В связи с тем, что "Березняковская участковая больница" ОГБУЗ "Железногорская ЦРБ" до "дата изъята" являлось муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Березняковская участковая больница", обратившиеся работники меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение получали после 2005 года в полном объеме на основании Закона Иркутской области N115-оз от 30.11.2007 "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных организациях" и Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий работников муниципальных организаций, находящихся в ведении муниципального образования "Нижнеилимский район", утвержденного Решением Думы Нижнеилимского муниципального района N 177 от 26.01.2012.
С переходом учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в государственную собственность, медицинские работники с "дата изъята" меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг стали получать по Закону Иркутской области N 116-оз от 17.12.2008, только, как указано в Законе, в пределах нормативной площади жилых помещений.
Истец указывает, что в связи с переходом права собственности на муниципальные учреждения здравоохранения в собственность Иркутской области, Романова Г.А. не в полном объеме получает денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг (электроснабжение, отопление) предоставленное ей ранее право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Поскольку указанная денежная компенсация является расходным обязательством областного бюджета, то должна быть взыскана с Министерства финансов Иркутской области.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Зеленский Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме. Истец Романова Г.А., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Иркутской области - Клеофастов Б.П. иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 11.08.2015 в удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеилимского района в защиту прав и законных интересов Романовой Г.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Романова Г.А. просит решение суда отменит, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным. Считает, что социальные гарантии, которыми она пользовалась до "дата изъята" в соответствии с положениями ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, проживая и работая в сельской местности, должны быть сохранены и после "дата изъята" . Кроме того, механизм реализации социальных гарантий в Иркутской области должен соответствовать федеральному законодательству.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Иркутской области Клеофастов Б.П., представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ткачёва Ю.Ю. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 2 ст. 72).
В Иркутской области действует Закон Иркутской области N 115-оз от 30.11.2007 "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения", определяющий меры социальной поддержки, в том числе для бывших медицинских и фармацевтических работников работавших в муниципальных организациях здравоохранения,
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 30.11.2007 N 115- оз медицинским и фармацевтическим работникам предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления).
Такие меры социальной поддержки, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
Данные меры социальной поддержки, предоставляются указанным медицинским и фармацевтическим работникам в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Аналогичные меры социальной поддержки установлены и в Законе Иркутской области N 116-оз от 17.12.2008 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений Иркутской области".
Таким образом, Законом Иркутской области N 115-оз и Законом Иркутской области N116-оз предусмотрена мера социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в виде денежной компенсации расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопление), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей, исходя из размера нормативной площади на человека и объема потребляемых коммунальных услуг, если их общий стаж работы в качестве медицинских и фармацевтических работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данными мерами социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романова Г.А. с "дата изъята" по настоящее время состоит в трудовых отношениях с "Березняковской участковой больницей" ОГБУЗ "Железногорская ЦРБ" работая в должности (данные изъяты), что подтверждается записями в трудовой книжке.
Романова Г.А., пользовались льготой по компенсации расходов за отопление и электроснабжение до "дата изъята" , что подтверждается представленными в материалы дела договорами МУЗ "Березняковская участковая больница" и МУП "Нижнеилимское УКХ" от "дата изъята" с дополнениями от "дата изъята" , от "дата изъята" ; списком лиц, имеющих льготы на коммунальные услуги; платежными поручениями от "дата изъята" "номер изъят", от "дата изъята" "номер изъят".
26.01.2012 Решением Думы Нижнеилимского муниципального района N 177 утверждено Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий работников муниципальных организаций, находящихся в ведении муниципального образования "Нижнеилимский район" (далее Положение).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Положения медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляется денежная компенсация расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления).
Меры социальной поддержки, установленные ч. 3 ст. 3 предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов их семей (ч.5 ст. 3 Положения).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Положения, денежная компенсация, предусмотренная п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 3 Положения, предоставляется в части, не подлежащей компенсации за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 30.11.2007 N 115-оз "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных учреждениях".
МУЗ "Березняковская участковая больница" до 01.01.2013 являлась муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения и медицинские работники получали после 2005 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение исходя из фактических затрат в полном объеме.
На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области N 887/и от 31.10.2012 "О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Иркутской области", во исполнение Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 муниципальные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов, переданы в собственность Иркутской области.
С переходом учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в собственность Иркутской области, Решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 25.04.2013 N 322 "О признании утратившим силу п. 1 Решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 26.01.2012 N 177 "Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий работников муниципальных организаций, находящихся в ведении муниципального образования "Нижнеилимский район", с 01.01.2013 Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий работников муниципальных организаций, находящихся в ведении муниципального образования "Нижнеилимский район" признано утратившим силу.
Истец с "дата изъята" меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг продолжила получать по Закону Иркутской области N115-оз от 30.11.2007 "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных учреждениях", исходя из нормативной площади жилых помещений, объема потребляемых коммунальных услуг, с учетом совместно проживающих с ними членов их семей.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены сведения и расчеты, а также доказательства того, что истцу за счет средств бюджета Иркутской области компенсированы расходы на оплату отопления и освещения в соответствии с Законом Иркутской области N115-оз в полном объеме, исходя из нормативов жилой площади используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Разрешая спор и отказывая прокурору Нижнеилимского района, обратившегося в защиту прав и законных интересов Романовой Г.А., в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что информацией, предоставленной Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, таблицей расчетов, подготовленной ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району", подтвержден факт назначения и выплаты Романовой Г.А. денежной компенсации расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) за оспариваемый период в полном объеме. При этом, правовых оснований для взыскания в пользу Романовой Г.А. денежной компенсации расходов на оплату отопления и освещения, исходя из фактических затрат, не имеется, поскольку законодательством субъекта РФ, не предусмотрен такой размер денежной компенсации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что социальные гарантии предоставлены истцу не в полном объеме, и она имеет право на взыскание денежной компенсации расходов на оплату отопления и освещения, исходя из фактических затрат, основаны на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела истцу за счет средств бюджета Иркутской области компенсированы расходы на оплату отопления и освещения в соответствии с Законом Иркутской области N115-оз, исходя из нормативов жилой площади используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, объема потребляемых коммунальных услуг, с учетом совместно проживающих с ними членов их семей, что сторонами не оспаривается.
Следовательно, право истца на получение указанных мер не отменено и не изменено, изменен лишь механизм его реализации в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Предоставление бывшим медицинским и фармацевтическим работникам, на основании Закона Иркутской области от 30.11.2007 N 115-оз, мер социальной поддержки по оплате отдельных видов коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации, исходя из размера нормативной площади жилого помещения, объема потребляемых коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей, не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 01.01.2005, и не ухудшает условия их предоставления.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 августа 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Н.К. Черемных
Д.В. Стефанков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.